Аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке 13 марта 1980 года стал местом подготовки к трагическому полету. Сюда прибыл авиалайнер Ил-62 польской авиакомпании LOT, совершавший первый в истории польской гражданской авиации трансатлантический рейс из Варшавы. Этот самолет, названный «Николай Коперник», символизировал выход авиакомпании на международный уровень.
Экипаж и вылет
В Нью-Йорке произошла плановая смена экипажа. Командиром воздушного судна был назначен 46-летний Павел Липовчан — опытный пилот с 9000 часов налета, половина из которых — на Ил-62. Его вторым пилотом стал Тадеуш Лохоцкий, а штурманом — Константин Чожевский. Из-за болезней коллег в полет отправились заменявшие их бортинженер Ян Лубневский и авиационный радист Стефан Фонсевич. На борту находились 77 пассажиров, включая известную польскую певицу Анну Янтарь и членов сборной США по боксу.

Ил-62 авиакомпании LOT
Вылет из Нью-Йорка задержался на два часа из-за сильного снегопада, требовавшего обработки самолета антиобледенителем. Наконец, в 21:15 Ил-62 взял курс на Варшаву через Атлантический океан.
Роковые проблемы над Варшавой
14 марта, после девяти часов полета, самолет вошел в воздушное пространство Польши. На подходе к аэропорту Окече (ныне имени Шопена) в Варшаве экипаж столкнулся с проблемой: загорелась сигнализация, указывающая на неисправность выпуска шасси. Подобные ложные срабатывания были известным недостатком Ил-62. Командир Липовчан принял решение прервать заход на посадку и выполнить повторный круг для визуальной проверки шасси диспетчерами или устранения неполадки.
Получив разрешение диспетчера на набор высоты до 650 метров, экипаж увеличил тягу двигателей. Однако через девять секунд в хвостовой части раздался мощный взрыв, сопровождавшийся черным дымом и падением обломков. Это был момент катастрофы.

Варшавский аэропорт Окече (ныне имени Фредерика Шопена)
Взрыв разрушил вал турбины левого внутреннего двигателя (№2). Освободившаяся турбина раскрутилась до запредельных 7400 оборотов в минуту и разорвалась. Осколки диска, словно снаряды, пробили корпус самолета, вывели из строя еще два двигателя и, что самое критическое, перебили тяги управления рулями высоты и направления. Самолет, потерявший управление и почти всю тягу, начал падать. Осознавая, что падение неизбежно, пилоты ценой невероятных усилий смогли отвернуть падающую машину от здания детского дома, направив ее в сторону оборонительного рва Варшавской крепости. Через 26 секунд после взрыва Ил-62 врезался в землю и полностью разрушился. Все 87 человек на борту погибли.

Место катастрофы
Расследование и его шокирующие выводы
Официальная комиссия, завершившая работу через месяц, назвала причиной катастрофы разрушение турбины двигателя №2 из-за «неудачного стечения обстоятельств» и материальных дефектов. Вина была возложена на советских производителей двигателей. Однако полная картина, скрывавшаяся под грифом «Конфиденциально» вплоть до 2010 года, оказалась гораздо мрачнее и была связана с преступной экономией.
В конце 1970-х Польша оказалась в глубоком экономическом кризисе. Министерство транспорта требовало от LOT жесткой экономии. Авиакомпания пошла на крайние меры:
- Сверхнормативная эксплуатация двигателей. Гарантийный ресурс двигателей НК-8-4 составлял 5000 часов. Несмотря на их низкую надежность (многие выходили из строя уже через 2000-3000 часов), LOT в одностороннем порядке увеличил межремонтный период, чтобы сократить дорогостоящий ремонт в СССР. Было заявлено, что двигатели могут работать 8600 часов, хотя никаких подтверждающих испытаний проведено не было.
- Практика «лидеров». На самолеты часто ставили один или несколько двигателей, чей официальный ресурс был уже выработан. Их называли «лидерами». На роковом рейсе 007 на самолете «Николай Коперник» три двигателя из четырех были такими «лидерами», и только один (крайний правый №4) был исправен.
- Опасная заправка. Чтобы сэкономить на топливе за границей, самолеты заправляли в Польше «под завязку», до максимальной взлетной массы. Это приводило к повышенному износу двигателей и сложностям при взлете и посадке.

Фрагмент разрушенного диска турбины двигателя №2
Двигатель №2, ставший причиной катастрофы, имел долгую историю проблем: он уже ремонтировался в СССР, а затем в Польше, и при работе вызывал сильные вибрации. За несколько дней до вылета в Нью-Йорк механик обнаружил повреждение лопатки на другом двигателе этого же самолета, но, согласно записям, дефект был «разрешен» к полетам.
Ирония судьбы: 11 января 1980 года, всего за два месяца до катастрофы, руководство LOT получило крупные денежные премии от заместителя министра транспорта за «высокие экономические показатели» — те самые 29 миллионов злотых, сэкономленных на безопасности. Награждение прошло на той самой конференции по безопасности пассажирских перевозок, которая была прервана известием о крушении Ил-62.
Последствия и память
Катастрофа вызвала бунт среди пилотов LOT, которые отказались летать на неисправных самолетах. Авиакомпании пришлось пойти на уступки и демонтировать все «лидеры». Вскоре парк польских Ил-62 был возвращен в СССР, а LOT перешел на более современные Ил-62М.
Экипаж и пассажиры рейса 007 были похоронены с почестями. В Варшаве и в Олимпийском тренировочном центре в Колорадо-Спрингс (США) установлены памятники погибшим боксерам. На месте трагедии стоит кенотаф.

Кенотаф на месте катастрофы
Эта трагедия стала страшным уроком о том, к чему приводит приоритет экономии над человеческими жизнями и пренебрежение технической безопасностью. Героизм экипая, сумевшего в последние секунды отвести падающий самолет от детского дома, навсегда останется в памяти как акт высочайшего профессионального долга.
Telegram «Расследование авиационных происшествий»: https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "У нас проблемы с сигнализацией шасси" Крушение Ил-62 в Польше.