
Компьютерная реконструкция катастрофы (момент отрыва вертикального стабилизатора)
Рейс в преддверии праздника
Международный аэропорт Токио, Япония. 12 августа 1985 года, 18:00.
Boeing 747SR (Short Range) авиакомпании Japan Air Lines (JAL), предназначенный для внутренних перелётов, готовился к рейсу из Токио в Осаку. Самолёт только что выполнил другой маршрут без происшествий. После дозаправки на борт поднялся прежний экипаж, состоявший из опытных специалистов.
Командиром воздушного судна был 49-летний Масами Такахама, пилот с 12 тысячами часов налёта, половина из которых — на Boeing 747. В этом полёте, однако, он занял правое кресло, уступив командирское место второму пилоту для его тренировки.

Командир воздушного судна Boeing 747 - Масами Такахама
Второй пилот, 39-летний Ютака Сасаки (4 тысячи часов налёта), готовился к повышению. В кабине также находился бортинженер Хироси Фукуда. В салоне работали 12 бортпроводников. Накануне праздника Обон лайнер был заполнен до отказа: на борту находились 524 человека — 15 членов экипажа и 509 пассажиров, стремившихся встретить праздник с семьями.
Начало конца
В 18:12 самолёт вылетел из Токио и быстро набрал крейсерскую высоту 7200 метров.

Тот самый борт, потерпевший катастрофу
После выхода на эшелон бортпроводник запросил разрешение подойти к пассажирам, нажавшим кнопку вызова. Получив добро, он покинул кабину. Спустя 15 секунд, в 18:24, в хвостовой части раздался звук, похожий на взрыв. Произошла мгновенная разгерметизация, сработала аварийная сигнализация. Экипаж, не понимая масштабов трагедии, предположил срыв створок шасси.
КВС: Нехорошо. Что-то взорвалось. Код ответчика 7700.
КВС: Проверить шасси, шасси!
2П: Подтверждаю, код 7700.
Пока бортпроводники пытались успокоить людей, пилоты не знали, что взрыв был следствием катастрофического разрушения. От самолёта оторвался весь вертикальный хвостовой стабилизатор — ключевой элемент управления.
Бортинженер доложил об отказе гидравлики. Командир принял решение немедленно вернуться в аэропорт Ханэда.
КВС: Правый разворот, правый разворот!
2П: Выполняю.
КВС: Токио, Japan Air 123, запрашиваем немедленный возврат в Ханэда. Снижаемся и держим высоту 6 700 метров.
Диспетчер: Принято, правый разворот на курс 090°. Радарный вектор на Осиму.
Борьба с неуправляемым гигантом
Поворот штурвала не дал результата. Все четыре гидравлические системы вышли из строя. «Королева небес» превратилась в неуправляемый планер, начавший хаотичные колебания по крену и тангажу.
КВС: Что-то случилось?
БИ: Давление в гидравлике упало.
КВС: Попытайся восстановить.
БИ: Не восстанавливается.
КВС: Вся гидравлика вышла из строя?
БИ: Да.
В салоне объявили подготовку к аварийной посадке. Управлять самолётом можно было лишь изменяя тягу двигателей. Экипаж, проявляя невероятное мастерство, сумел развернуть гигантскую машину и вывести её на курс к аэропорту.

Фотография аварийного борта, сделанная с земли во время его последнего полёта
Попытка снизиться у горы Фудзияма привела к резкому росту скорости. Для её гашения экипаж аварийно выпустил шасси. Самолёт стал полностью неуправляемым, описав гигантскую петлю радиусом 4 километра. Чудом пилотам удалось вернуть его на прежний курс.
Диспетчер: Вы можете управлять самолётом?
КВС: Он неуправляем!
КВС: Там гора! Правый разворот! Мы врежемся в гору!

Схема полёта рейса 123, показывающая отчаянные попытки экипажа сохранить контроль
Используя полную тягу двигателей, пилоты пытались набрать высоту, но лайнер лишь раскачивался с возрастающей амплитудой. Последние минуты полёта — это отчаянная, почти невозможная борьба.
КВС: Полная тяга! Полная тяга!
БИ: Увеличиваю.
КВС: Вправо! Вправо! Опустить нос. Мы летим в горы!
2П: Скорость растёт!
КВС: Мы теряем высоту. Поднять! Поднять нос!
КВС: Выпустить аварийно закрылки.
БИ: Выпускаю.
КВС: Опустить нос! Держать!
Маневры с двигателями и закрылками ненадолго выровняли машину, но судьба была предрешена.

Компьютерная реконструкция полёта над горным массивом
После краткой стабилизации самолёт неожиданно накренился вправо до критического угла и, опустив нос, устремился к земле.
КВС: Поднять нос! Поднять нос! Поднять нос!
КВС: Убрать закрылки! Тяга! Тяга!
БИ: Я убрал.
КВС: Он останавливается! Поднять нос. Тяга!

Момент выхода на критический крен перед столкновением
В кабине зазвучали предупреждения системы GPWS:
– Слишком быстрое снижение! Тяни вверх! Тяни вверх!
КВС: Это конец!
GPWS: Pull up!
Столкновение и запоздалое спасение
В 18:56, правым крылом задев деревья, Boeing 747 на скорости 400 км/ч врезался в лесистый склон горы Такамагахара. Экипаж продержал неуправляемый лайнер в воздухе 32 минуты.

Момент столкновения с горой
Самолёт полностью разрушился и загорелся. Столб чёрного дыма был виден за десятки километров. Несмотря на чудовищную силу удара, в хвостовой части остались выжившие. Их спасение стало второй трагедией этого дня.

Место катастрофы после падения
Из-за неразберихи между службами и сложного рельефа первые спасатели прибыли на место только через 14 часов. Они обнаружили четырёх выживших женщин: стюардессу Юми Отиаи, Хироко Ёсидзаки с 8-летней дочерью и 12-летнюю Кэйко Каваками, которую нашли сидящей на дереве. Остальные 520 человек погибли.

Работа спасателей на месте крушения
Среди обломков нашли множество прощальных записок. Кэйко Каваками позже расскажет, что её отец и многие другие пассажиры были живы после падения, но помощь пришла слишком поздно. Эксперты установили, что десятки людей медленно умирали от полученных травм в течение многих часов в ожидании спасения.

Одна из прощальных записок, оставленных пассажиром
Причина: роковой ремонт
Расследование выявило техническую причину катастрофы, уходящую корнями в 1978 год. Тогда этот же самолёт при посадке в Осаке ударился хвостом о полосу, повредив гермошпангоут — переборку, отделяющую герметичный салон от хвостового оперения.
Инструкция Boeing предписывала ремонтировать его с помощью цельной усиливающей пластины на трёх рядах заклёпок. Техники JAL нарушили инструкцию, поставив две отдельные пластины, одна из которых крепилась всего одним рядом заклёпок. За семь лет эксплуатации металл вокруг этих заклёпок усталостно разрушался.

Схема, показывающая неправильный (слева) и правильный (справа) методы ремонта
12 августа 1985 года, при наборе высоты, ослабленный шпангоут разрушился. Резкий перепад давления вырвал вертикальный стабилизатор и уничтожил все гидравлические магистрали, проходившие в хвосте.
Последствия и память
Авиакомпания JAL частично признала вину. Президент компании ушёл в отставку, а начальник технической службы в Ханэде покончил с собой. После катастрофы были ужесточены процедуры контроля и ремонта. Номер рейса Токио-Осака был изменён. Большинство родственников погибших получили компенсации.

Обломки лайнера на склоне горы
Катастрофа рейса JAL 123 остаётся второй по числу жертв в истории авиации (520 погибших) и крупнейшей катастрофой одного самолёта. Это трагический урок о важтельности строжайшего соблюдения технологических норм и координации спасательных служб.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram: https://t.me/rumayday/
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Поднять нос! Тяга! Мы врежемся в гору!" Чудовищная катастрофа Boeing 747 под Токио.