Говард Хьюз: человек-эпоха
Говард Хьюз был настоящим Илоном Маском первой половины XX века. Он сочетал в себе множество ролей: талантливый режиссёр и продюсер (вспомним «Ангелов ада» и «Лицо со шрамом»), выдающийся инженер, успешный бизнесмен, пилот-рекордсмен и светский плейбой. К 1947 году, в возрасте 42 лет, он уже успел покорить Голливуд и небо, установив рекорд трансатлантического перелёта. Но его главным вызовом стала не киноиндустрия, а авиация.

Война и рождение идеи
В 1942 году США остро нуждались в безопасной переброске войск и грузов в Великобританию. Морские пути были крайне опасны из-за действий немецких подводных лодок, которые в 1941-1942 годах устроили настоящий террор в Атлантике, потопив сотни кораблей союзников. Стало очевидно, что нужна альтернатива. Ею мог стать воздушный транспорт, способный перевозить огромные объёмы грузов через океан, минуя угрозу с моря. Идею создания такого гигантского самолёта предложил кораблестроитель Генри Кайзер, а воплотить её в жизнь вызвался сам Говард Хьюз.

Проект «Геркулес»: амбиции и вызовы
Правительство США заключило с Хьюзом контракт на создание прототипа. Задача была грандиозной: построить деревянную летающую лодку-амфибию с размахом крыльев почти 100 метров, способную взять на борт до 700 солдат или 60 тонн груза. Самолёт, получивший название HK-1 «Геркулес», должен был стать спасением для логистики союзников. Ключевым требованием было использование минимального количества стратегических материалов, поэтому основным конструкционным материалом выбрали дерево, а не дефицитный алюминий.
Однако строительство затянулось. Работы начались в 1943-м, а завершились лишь в 1947 году. На это повлияли несколько факторов: окончание Второй мировой войны и потеря военного интереса к проекту, а также судебные разбирательства вокруг Хьюза (позже показанные в фильме «Авиатор»). Проект стал предметом жарких споров в Конгрессе. Один из сенаторов скептически назвал его «летающим лесным складом», но в историю самолёт вошёл под другим, более поэтичным прозвищем — «Еловый гусь». На проект было потрачено 22 миллиона долларов государственных средств и ещё 18 миллионов личных денег Говарда Хьюза.

Конструкция деревянного гиганта
После выхода Кайзера из проекта самолёт был переименован в H-4 Hercules. Вся его конструкция была выполнена из клееной берёзы (а не ели, вопреки прозвищу) по уникальной технологии. Детали формировались из множества слоёв шпона, скреплённых специальными гвоздями и клеем, а затем покрывались грунтовкой, рисовой бумагой и лаком под серебристую краску. Внешне самолёт выглядел как цельнометаллический.
Его грузовой отсек на два уровня мог вместить два железнодорожных вагона или танк «Шерман». На тот момент H-4 был единственным самолётом в мире, способным перевозить тяжёлую бронетехнику по воздуху. Для обеспечения плавучести корпус был разделён на 18 герметичных отсеков.

Силовая установка и управление
Поднять в воздух 180-тонную махину должны были восемь радиальных двигателей Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major мощностью по 3000 лошадиных сил каждый. Четыре внутренних двигателя имели реверсивные винты, что позволяло гиганту двигаться задним ходом на воде. Уникальной особенностью была возможность ремонта двигателей в полёте — внутри огромного крыла (высотой 4 метра в месте стыка с фюзеляжем) были предусмотрены специальные проходы. Несмотря на колоссальные размеры, для управления самолётом требовался экипаж всего из трёх человек.
Единственный полет и наследие
2 ноября 1947 года, несмотря на официальный запрет, Говард Хьюз лично поднял «Геркулеса» в воздух. Самолёт совершил короткий, но исторический полёт: он пролетел около двух километров на высоте 21 метр над гаванью Лос-Анджелеса и благополучно приводнился. Этот полёт стал ответом всем критикам и доказательством жизнеспособности идеи. Для Хьюза это была не просто демонстрация, а дело принципа и воплощение одержимости.
После этого полёта «Еловый гусь» больше никогда не летал. Он превратился в музейный экспонат, который до самой смерти Хьюза в 1976 году содержался в идеальном состоянии с ежемесячным запуском двигателей. В 1993 году самолёт был перевезён в Музей авиации в Макминвилле (Орегон), где и находится по сей день.
Технические характеристики Hughes H-4 Hercules
Габаритные размеры: длина – 66,45 м, высота – 24,08 м, размах крыла – 97,54 м.
Максимальная взлётная масса – 180 тонн.
Полезная нагрузка – до 59 тонн или 750 солдат.
Силовая установка – 8 × Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л.с.
Максимальная скорость – 565 км/ч.
Дальность полёта – 5634 км.
Экипаж – 3 человека.
«Геркулес» удерживал титул самолёта с самым большим размахом крыльев в мире почти 70 лет, пока в 2017 году его не превзошёл Stratolaunch (117 м). Сегодня история «Елового гуся» — это не столько рассказ об авиационной неудаче, сколько легенда о человеческой целеустремлённости, инженерной смелости и одержимости великой идеей, превратившейся в символ целой эпохи.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Еловый гусь, или как был построен Hughes H-4 Hercules.