Хроника трагедии в небе Алматы

Место катастрофы — Международный аэропорт Алматы, Казахстан. 27 декабря 2019 года, в 6:30 утра, пассажирский самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air готовился к вылету в столицу, Нур-Султан (ныне Астана). На борту находились 93 пассажира и 5 членов экипажа.
Командиром воздушного судна был 58-летний Марат Муратбаев — опытный пилот с 20 000 часов налета, из которых 4 000 — на Fokker 100. Вторым пилотом работал 54-летний Мирджан Мурдакулов, чей налет составлял 11 000 часов. Экипаж провел предполетный осмотр. Самолет простоял на морозе около двух дней, что могло привести к образованию льда на поверхностях. Особую озабоченность вызывал стабилизатор, расположенный на высоте 9 метров, который было сложно осмотреть визуально. Для безопасности капитан принял решение обработать его противообледенительной жидкостью.

Fokker 100, аналогичный разбившемуся. Источник: https://www.jetphotos.com/photo/8105425
Роковой взлет и борьба за управление
В 7:20 экипаж получил разрешение на взлет. Через минуту самолет начал разбег. На скорости 276 км/ч лайнер оторвался от земли, но почти сразу резко накренился влево. Несмотря на усилия пилотов, самолет не набирал высоту, а его поведение стало неустойчивым.
В кабине загорелась сигнализация, но в суматохе экипаж не сразу заметил ключевые показатели, например, рост температуры выхлопных газов, который мог указывать на срыв потока с крыла. Капитану ненадолго удалось выровнять самолет, но затем его снова начало бросать из стороны в сторону. Лайнер, находясь с большим углом атаки, ударился о взлетно-посадочную полосу хвостовой частью.
Второй пилот, пытаясь прервать взлет, перевел рычаги управления двигателями на малый газ, но капитан, понимая, что скорость уже слишком велика для остановки, снова добавил тягу. Самолет, продолжая цепляться за полосу, несколько раз ударился хвостом. Экипажу почти чудом удалось поднять машину в воздух за 500 метров до конца ВПП, но полет длился считанные секунды. На высоте около 6 метров самолет снова рухнул на полосу. В этот момент второй пилот, следуя процедуре, убрал шасси, что лишило экипаж возможности использовать колесные тормоза.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
На скорости 265 км/ч самолет выкатился за пределы аэродрома, снес огни и небольшие постройки, свернул вправо, пробил ограждение и врезался в двухэтажный частный дом. Из 98 человек на борту погибли 12, включая командира экипажа.

Момент аварии, зафиксированный камерой наружного наблюдения.
Расследование: цепочка фатальных ошибок
Расследование, осложненное началом пандемии COVID-19, длилось долго. Специальная комиссия, куда вошли специалисты из Казахстана и Нидерландов (страны-производителя самолета), быстро исключила техническую неисправность и плохую погоду как основные причины.
Ключ к разгадке нашли в процедуре противообледенительной обработки. Согласно контракту, эти услуги для Bek Air предоставлял аэропорт Алматы. Отчет показал, что для обработки стабилизатора было использовано 153 литра жидкости Defrost ECO-4 (тип 4). Однако наземные службы совершили роковую ошибку: они разбавили готовую жидкость водой в пропорции 70/30 и подогрели ее до 60°C.

Процесс противообледенительной обработки самолетов.
По инструкции производителя, жидкость типа 4 — это готовая смесь (49% гликоля, 50% воды, 1% присадок), которую нельзя разбавлять или нагревать. Подобные действия лишают ее защитных свойств, и на морозе она замерзает. В данном случае содержание воды достигло как минимум 65%, что привело к образованию ледяной корки на стабилизаторе после взлета.
Были выявлены и другие нарушения: обработка проводилась с неправильной позиции, оператор не мог видеть всю обрабатываемую поверхность. В аэропорту отсутствовала система контроля качества, а из 47 операторов противообледенительных машин только семеро имели необходимый опыт.

Документ (ордер № 7169), регламентирующий обработку Fokker 100.
Сокрытие и системные проблемы
В ходе расследования представители аэропорта попытались ввести комиссию в заблуждение, представив поддельную версию ключевого документа — ордера № 7169 от 27 декабря 2019 года, исказив данные о проведенных работах.

Оригинальный ордер № 7169, который позже был подделан.
Окончательный вывод комиссии: катастрофа произошла из-за несимметричной потери подъемной силы на крыле сразу после взлета, что привело к сваливанию. Причиной стало наземное обледенение, вызванное неправильной противообледенительной обработкой.
Эксперты отметили, что сам факт выкатывания за пределы ВПП не привел бы к фатальным перегрузкам. Роковым стало столкновение с жилым домом, которое вызвало разрушение фюзеляжа и гибель людей. Выяснилось, что дом был построен незаконно в охранной зоне аэропорта. За два с половиной года до трагедии прокуратура предупреждала авиационные власти о таких постройках, но мер принято не было.

Выводы медицинских экспертов Межгосударственного авиационного комитета.
Последствия и судьбы
Второй пилот, Мирджан Мурдакулов, выжил в катастрофе, но 28 января 2020 года скончался в больнице от оторвавшегося тромба, уже после допросов правоохранительных органов.
К уголовной ответственности за незаконное строительство в запретной зоне были привлечены бывшие чиновники Талгарского районного управления земельных отношений и риэлтор.

Итоги расследования и последствия.
17 апреля 2020 года Авиационное управление Казахстана аннулировало сертификат эксплуатанта авиакомпании Bek Air. В числе причин — использование поддельного сертификата для пилотов и фальсификация документов по техническому обслуживанию.
Telegram-канал «Расследование авиационных происшествий»: https://t.me/rumayday
Аэропорт Авиация Пилот самолета Гражданская авиация Казахстана Катастрофа Авиакатастрофа Полет Длинный пост Негатив
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Разбавили водой. Катастрофа самолёта Bek Air в Алматы.