Роковая среда в Карши
Вечером 10 июля 1985 года, в 18:20 по московскому времени, самолёт Ту-154Б авиакомпании «Аэрофлот» совершил посадку в аэропорту Карши (Узбекистан), прибыв из Ташкента. На его борту находился ещё один член экипажа, который летел пассажиром, но которому вскоре предстояло работать на этом же лайнере по маршруту в Уфу, а затем в Ленинград. Однако вылет в Уфу был задержан до 23:00 из-за позднего прибытия самолёта.
Опытный, но уставший экипаж
Экипаж, которому предстояло вести рейс, обладал значительным опытом. Командир воздушного судна 1-го класса имел общий налёт более 12 000 часов, из которых свыше 3000 — на Ту-154. Вторые пилоты также были высококвалифицированными специалистами с большим налётом. Однако, как отмечают исследователи, ключевым фактором стала не квалификация, а физическое состояние лётчиков. Существует версия, что экипаж не получил полноценного отдыха перед полётом, и время непрерывного бодрствования командира приближалось к 24 часам. Несмотря на это, было принято решение о вылете.
Как пишет в своей книге лётчик-инструктор Василий Ершов, в советской авиационной практике того времени нередко приходилось работать в условиях, когда новые аэропорты сдавались «к дате», с помпой, но без полного комплекса необходимых удобств для экипажей, включая условия для нормального отдыха.
Тяжёлые условия взлёта
На борт было принято 191 пассажир, включая 9 членов экипажа и 52 ребёнка. Взлётная масса лайнера составила 96% от максимально допустимой, а температура наружного воздуха достигала +33°C. Эти факторы создавали сложные условия для набора высоты.
Роковая цепочка ошибок в небе
В назначенное время Ту-154 вылетел из Карши. Набрав высоту 5 километров, экипаж включил автопилот и продолжил подъём с максимальной скороподъёмностью и большим углом атаки. Это привело к критическому падению скорости до 400 км/ч. Для её увеличения командир вручную опустил нос самолёта, снизившись на 70 метров, а затем снова взял штурвал на себя. Эти агрессивные действия вывели лайнер на критический угол атаки, сработала сигнализация, и автоматика, вмешавшись в управление, опустила нос. Скорость упала до 390 км/ч.
Ту-154М с центром связи (иллюстративное фото)
Самолёт начал испытывать лёгкую тряску — предвестник сваливания. Чтобы избежать катастрофы, требовалось перевести двигатели на взлётный режим и увеличить скорость. Однако экипаж ошибочно принял тряску за начало помпажа (срывной режим работы двигателя) и сделал всё наоборот — убрал газ. Лайнер снова начал снижаться, а пилот, пытаясь удержать высоту, потянул штурвал, вновь выводя самолёт на опасный угол.
Скорость продолжала падать, достигнув 330 км/ч, начался серьёзный помпаж боковых двигателей. Попытка добавить газ не спасла ситуацию — скорость упала до 290 км/ч, все три двигателя заглохли, и самолёт вошёл в неконтролируемый плоский штопор.
Безуспешная попытка спастись и страшный финал
Падая, экипаж пытался восстановить управление и запустить вспомогательную силовую установку (ВСУ). На высоте около 3 километров пилотам удалось остановить вращение, но запустить двигатели они уже не успели.
Обратите внимание: Крупнейшая авиакатастрофа и хаос в эфире.
Спустя 46 минут после взлёта Ту-154 врезался в землю недалеко от города Учкудук. Удар был страшной силы, при этом горизонтальная скорость лайнера в момент столкновения была практически нулевой. На следующее утро поисковый вертолёт обнаружил место катастрофы. Никто из 200 человек на борту не выжил.
На месте крушения
Расследование и версия «уснувшего экипажа»
Для расследования причин трагедии была создана специальная комиссия. Моделирование ситуации было поручено опытному советскому лётчику-испытателю Владимиру Мезоху. Его выводы указывали на грубые отклонения от инструкций: экипаж неверно интерпретировал показания приборов и сигналы самолёта, вместо выхода из опасного режима упорно пытался сохранить высоту, что в итоге привело к потере скорости и сваливанию.
Лётчик-инструктор Василий Ершов в своей книге приводит ещё более жёсткую версию. Он пишет, что в условиях жары и долгого, монотонного набора высоты с автопилотом экипаж мог просто уснуть. «Самолет послушно набирал высоту... Но никто не опустил слегка нос самолета, чтобы вернуть скорость. Экипаж спал». Проснувшись от сигнала тревоги, дезориентированные пилоты не смогли быстро понять ситуацию и принять верные решения, что и привело к трагедии. Расшифровка переговоров в кабине, по его мнению, свидетельствует о неорганизованных и хаотичных действиях в последние минуты полёта.
На месте крушения
Причины и итоги крупнейшей трагедии
Официально в качестве непосредственных причин катастрофы были названы:
1. Сложные погодные условия (высокая температура).
2. Превышение фактического потолка самолёта для данной загрузки.
3. Неоднократное отклонение экипажа от инструкций, приведшее к потере скорости и управляемости.
4. Ошибочные действия пилотов, усугублённые, вероятно, крайней усталостью.
Эта авиакатастрофа под Учкудуком 10 июля 1985 года остаётся крупнейшей по числу жертв на территории СССР и в истории советской гражданской авиации, унеся жизни 200 человек. Она стала страшным уроком, highlighting the critical importance of crew rest, strict adherence to procedures, and the dangers of human factor in aviation.
Telegram «Расследование авиационных происшествий»: https://t.me/rumayday/
[my]Длинный пост Авиация Самолет Рейс Пилот Аэропорт СССР Катастрофа Инцидент в гражданской авиации Авиакатастрофа Ту-154 32
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Уснули за штурвалами? Авиакатастрофа Ту-154 под Учкудуком - крупнейшая в СССР.