"Я ничего не вижу!" Как Як-40 протаранил жилой дом

На месте катастрофы

22 октября 1975 года Як-40 совершил рейс из Сыктывкара в Ригу, по пути сделав остановки в Вологде и Новгороде. Самолет вылетел из Вологды и направился в Новгород. На данный момент на борту находились 23 человека (4 члена экипажа, 19 пассажиров). Из-за неминимальных погодных условий на маршруте в тот момент экипаж был вынужден вылететь из Ленинграда на запасной аэродром Смольное (до 1976 года назывался "Ржевка" до его закрытия). Там он благополучно приземлился.

После приземления 17 пассажиров решили полететь стыковочным рейсом до пункта назначения, не дожидаясь подходящей погоды для продолжения полета. И только у рядовых и прикомандированных инженеров Советской армии не было денег на транзитный транспорт. Через три с половиной часа, когда погода улучшилась, Як-40 с двумя пассажирами взлетел из Смольного и, набрав высоту, достиг заданной высоты полета.

Через 30 минут экипаж связался с диспетчером аэропорта Новгорода и сообщил ориентировочное время прибытия. Дополнительно пилоты потребовали включить оборудование системы посадки (полный комплект наземного оборудования, включающий две позиционирующие радиостанции с маркерными радиомаяками) и светотехническое оборудование, установленное на аэродроме.

Як-40 приземлился в Новгороде

В ответ диспетчер передал пилоту информацию о погоде. Погода прогнозируется ясная, со слабым и неустойчивым ветром, с границей облачности до 200 метров и видимостью ниже 2000 метров. Но на самом деле это было предсказано за 52 минуты, и в этот самый момент город был окутан стойким туманом, который добрался до аэропорта гораздо позже. Кроме того, в аэропорту Новгорода не зажигалось освещение, хотя уже приближались сумерки.

За сорок минут до приземления самолета диспетчер в нарушение приказа удалил наблюдателей с ближнего проезда без согласования с дежурным синоптиком, поэтому фактических данных о видимости на ближнем проезде не было.

По радио диспетчер сообщает: «Карл (позывной самолета), я понимаю".

Экипаж: «Я ничего не вижу!"

Однако капитан нарушил схему захода на посадку в существующих погодных условиях и начал заход по прямой.

По данным бортового самописца, самолет снизился на высоту 500 метров до выпуска шасси в 16,5 километрах от взлетно-посадочной полосы. В 12,5 км от ВПП экипаж продолжил снижение с высоты 500 метров, а в 7,5 км от ВПП выпустил закрылки на 20 градусов и поднялся на высоту от 200 до 300 метров, а самолет перешел в режим полета горизонтальный полет.

За 5,5 километров до взлетно-посадочной полосы самолет значительно отклонился вправо от линии курса посадки, в результате чего стрелка радиокомпаса сместилась, однако пилот ошибочно решил, что самолет вышел на посадочную полосу и продолжил снижение. Проехав один километр, пилот перевел закрылки в положение 35 градусов, а затем во время снижения потянул руль «на себя», превысив при этом высоту 100 метров (высоту принятия решения), тем самым снизив вертикальную скорость.

Самолет продолжал снижаться над жилым районом Новгорода в густом тумане с видимостью от 50 до 100 метров, отклоняясь вправо. Менее чем через 30 минут после взлета, на высоте 20 метров и 340 метрах справа от линии курса посадки Як-40 вылетел из тумана на скорости 200-240 км/ч и почти сразу разбился. Шасси и консоль правого крыла перенесли на крышу дома № 4 (типография) по улице Карла Маркса.

От удара оторвало часть правого крыла. Самолет кувыркнулся на правый берег, резко потерял высоту, пролетел над улицей Карла Маркса, разбросал горящий керосин по проезжей части и врезался во второй и третий этажи расположенного напротив четырехэтажного жилого дома № 3.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В результате аварии авиалайнер получил серьезные повреждения и загорелся, в результате чего погибли все шесть пассажиров и экипаж. У типографии была повреждена крыша, а в доме обрушился потолок со второго по четвертый этажи. В результате пожар охватил часть дома, а также близлежащие деревья и проезжавшие мимо машины.

На месте катастрофы

Пожарные прибыли примерно через 15 минут и все проезжающие машины немедленно доставили пострадавшего в больницу. Подоспевшая полиция задержала нескольких человек, проводивших обыск в пустующей квартире, после чего был выставлен кордон. Многоквартирный дом оказался полупустым, поскольку катастрофа произошла в 16:53, а большинство жильцов еще не вернулись с работы. Однако в результате аварии погибли четверо жителей, в том числе 7-летний ребенок. Девять человек, включая прохожих, были госпитализированы, большинство из них с ожогами. Через три дня еще один житель дома скончался от ожогов в больнице. В результате аварии погибли 11 человек, в том числе все четыре члена экипажа, два пассажира самолета и пять человек на земле.

Следствие установило, что основной причиной катастрофы стало преждевременное снижение экипажем самолета в условиях тумана с нарушением установленной схемы захода на посадку и ее минимальных ограничений. Выявлены также серьезные нарушения в метеорологическом обеспечении полета. Ухудшения погоды в этом районе не зафиксировано, поскольку наблюдатели были удалены с близлежащих подъездов за 40 минут до катастрофы. Летный экипаж получил данные о погоде, которые наблюдались за час до посадки и уже не были актуальны. Также отсутствовала связь между авиадиспетчерами и авиационными метеостанциями, из-за чего дежурные синоптики не знали о прибытии самолета. Не было никакого реального прогноза, что погода ухудшится или улучшится.

Диспетчеры на вышке аэропорта вообще не использовали радар для наблюдения за полетом самолета, а также приняли к сведению тот факт, что пилоты нарушили установленную схему захода на посадку, сделав заход по прямой и преждевременное снижение. По словам очевидцев, в городе в это время стоял сильный туман, поэтому сам пилот не смог определить свое положение по наземным ориентирам.

Тот же дом, наши дни

После землетрясения жилой дом №3 был перестроен в административное здание. Крушение Як-40 поставило под сомнение опасность аэропорта Новгорода, который расположен рядом с жилым районом и посадочные самолеты которого часто пролетают прямо над городом. Новгородский аэропорт прекратил работу в 2002 году.

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday

[my]Аэропорт Авиация Полет Катастрофа СССРЯк-40 Инцидент в гражданской авиации Авиакатастрофа Длинный пост Негатив 7

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Я ничего не вижу!" Как Як-40 протаранил жилой дом.