Начало воздушной операции

15 марта 1916 года стало исторической датой для американских военно-воздушных сил — в этот день они впервые приняли участие в реальных боевых действиях. Местом для этого дебюта послужила территория Мексики, где бушевала гражданская война. Американский экспедиционный корпус под командованием генерала Джона Першинга вторгся в страну с целью ликвидации или пленения харизматичного революционного лидера Панчо Вильи. Поводом для вторжения стали неоднократные рейды отрядов Вильи через границу, в ходе которых они атаковали американские фермы, железнодорожные станции и даже предприняли 9 марта неудачную попытку захватить город Колумбус.

Американский пилот у самолёта Curtiss JN-4 Jenny, на хвосте которого впервые в истории авиации нанесена красная звезда в качестве опознавательного знака.
«Краснозвёздная» эскадрилья
В ответ на вылазки Вильи президент США Вудро Вильсон отдал приказ о проведении карательной операции. В состав 8-тысячного корпуса Першинга была включена 1-я авиационная эскадрилья — на тот момент единственное авиаподразделение в армии США. На её вооружении состояло восемь лёгких двухместных бипланов Curtiss JN-4, известных как «Дженни». Эти машины не имели никакого вооружения и использовались исключительно для разведки, связи и курьерских доставок. Примечательно, что именно на этих самолётах впервые в мировой практике был применён опознавательный знак в виде красной пятиконечной звезды (пентаграммы), нарисованной на руле направления. Позже звезды добавили и на крылья.

Два самолёта «Дженни» с красными звёздами на полевом аэродроме в Мексике.
Трудности службы в небе Мексики
Главным противником для пилотов эскадрильи стали не мексиканские солдаты, а суровые природные условия северных районов Мексики. Мощные порывистые ветры представляли серьёзную опасность для хрупких деревянно-полотняных бипланов. Кроме того, густая пыль с полевых аэродромов постоянно забивала карбюраторы двигателей, что нередко приводило к отказам в воздухе. Низкий практический потолок «Дженни» также не позволял им преодолевать горные хребты. Вскоре после начала кампании два самолёта разбились в результате аварий, не связанных с боевыми действиями.

Колонна самолётов 1-й авиаэскадрильи на севере Мексики. У первой машины снят двигатель для ремонта.
Боевая работа и политический кризис
Несмотря на трудности, в первый месяц кампании лётчики совершили десятки разведывательных полётов, пытаясь обнаружить конные отряды повстанцев в пустынной местности. Они также играли ключевую роль в поддержании связи и координации между разрозненными бригадами корпуса Першинга, которые действовали на большом удалении друг от друга без радиосвязи.
Ситуация осложнилась в апреле, когда американские войска продвинулись вглубь мексиканской территории. Правительство Мексики во главе с президентом Венустиано Каррансой, несмотря на заверения Вашингтона об отсутствии претензий к официальным властям, восприняло это как акт агрессии. Карранса заявил, что мексиканская армия способна сама справиться с «бандитами» Вильи, и потребовал немедленного вывода американских войск, пригрозив в противном случае рассматривать их как врагов.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Инцидент в Сан-Джеронимо и замена парка
5 апреля у одного из «Кертиссов» отказал двигатель, и экипаж был вынужден совершить аварийную посадку близ города Сан-Джеронимо, контролировавшегося правительственными войсками. Самолёт быстро окружила возбуждённая толпа местных жителей, которые с криками «Смерть гринго!» начали забрасывать машину камнями, рвать полотно и пытаться сломать конструкцию. Чтобы отогнать нападавших, один из пилотов выстрелил в воздух из револьвера, в то время как второй пытался починить двигатель. Им удалось запустить мотор и взлететь, но даже в воздухе самолёт преследовали крики и летящие камни.
Этот эпизод стал самым опасным столкновением для американских авиаторов за всю кампанию. Вскоре после этого, 14 и 20 апреля, разбились ещё два «Дженни». Оставшиеся машины были отозваны в США, а им на смену прибыли 12 новых бипланов Curtiss R-2, оснащённых более мощными двигателями и аэрофотокамерами.

Мексиканская карикатура того времени, высмеивающая появление американских самолётов.

Модель самолёта «Дженни» в одном из мексиканских музеев.
Эскалация конфликта и его итоги
21 мая 1916 года произошло серьёзное столкновение между американскими и регулярными мексиканскими войсками у города Каррисаль, в результате которого американцы потеряли 10 человек убитыми и 13 пленными. Этот инцидент едва не привёл к полномасштабной войне между двумя странами, но конфликт удалось урегулировать дипломатическим путём. Однако активное противодействие мексиканской армии, которая фактически стала прикрывать отряды Вильи, сделало дальнейшее продвижение корпуса Першинга невозможным.

Новый самолёт Curtiss R-2, пришедший на смену «Дженни». На руле направления и нижнем крыле видны опознавательные звёзды, а в передней кабине установлен ручной пулемёт Льюиса.
Американские войска оставались на мексиканской территории до конца 1916 года и окончательно покинули её в январе 1917-го. Таким образом, интервенция не достигла своей главной цели — Панчо Вилья остался на свободе. Однако масштабных рейдов его отрядов на территорию США больше не совершалось, что отчасти можно считать тактическим успехом операции.

Окраска Curtiss R-2. Самолёт имеет естественный цвет материалов: алюминиевый капот двигателя и полотняную обшивку, покрытую прозрачным лаком.
Итоги кампании и дальнейшая судьба эскадрильи
За период активных действий с 16 марта по начало августа 1916 года лётчики 1-й авиационной эскадрильи совершили 540 боевых вылетов. Все потери — пять самолётов — были небоевыми и стали результатом аварий и сложных погодных условий. Уже в августе 1917 года эта же эскадрилья, получившая бесценный опыт в Мексике, была переброшена в Европу для участия в боях на Западном фронте Первой мировой войны, где начала новую главу в истории американской военной авиации.
Автор: Вячеслав Кондратьев, Журнал: «Авиамастер»: https://vikond65.livejournal.com/
источник: https://dzen.ru/a/ZiKYNROmcS3Q22_T?share_to=link
Авиация Авиация История Самолеты Мексика США Военные Самолеты Красная Звезда Военная Техника Военная Авиация Военная История Длинные Записи Яндекс Дзен (Ссылки) 0Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как "краснозвёздные" аэропланы появились над Мексикой ?.