Памяти Анатолия Квочура: Летчик-испытатель, мыслитель и легенда авиации

В памяти коллег и современников летчик-испытатель Анатолий Квочур остался не просто виртуозом неба, но и глубоким мыслителем, чей подход к работе выделялся на фоне других. Его полет на предельно малой высоте на истребителе Су-30 во время демонстрации в китайском аэропорту Чжанцзяцзе стал одним из многих примеров его высочайшего мастерства.

Уникальный профессионал

В конструкторском бюро имени Микояна его ценили и уважали. В отличие от некоторых коллег, для которых была характерна особая, почти бравадная манера общения, Квочур всегда был сдержан, дружелюбен и открыт для диалога. Его отличала невероятная скромность, что в среде летчиков-испытателей, известных своей «развязностью», было редким качеством.

Профессионализм Анатолия Николаевича проявлялся во всем. На технических разборах полетов в Летно-исследовательском институте (ЛИИ), где обсуждались стабильность и управляемость самолетов, он кардинально отличался от коллег. Пока другие испытатели объясняли поведение машины с помощью эмоциональных жестов и «пальцевой иллюстрации», Квочур подходил к доске и выводил строгие математические формулы, чертил графики, переводя ощущения пилота на язык точных наук. Этот контраст был разительным и говорил о многом.

Мыслитель в кабине пилота

В авиационном сообществе часто условно делят испытателей на два типа, сравнивая их с легендарными летчиками: «Чкаловы» — дерзкие, идущие на риск новаторы, и «Громовы» — расчетливые, педантичные и безупречные в технике пилоты. Квочур, без сомнения, принадлежал ко второму типу, вызывающему глубочайшее уважение. Он не просто умел летать — его считали одним из лучших пилотажников среди испытателей. Но главное — он глубоко понимал машину, на которой летал, что было видно даже по его техническим отчетам и аналитическим запискам. Он был истинным мыслителем в кабине пилота.

Трагично, что человек, не раз выходивший победителем из сложнейших ситуаций в небе, долго и мужественно боролся с тяжелой болезнью на земле. Он сражался до конца, как и привык это делать.

Его уход — невосполнимая потеря. Многим его будет не хватать.

Пусть земля станет для него вечным, спокойным небом…

Сухие строки великой биографии

За лаконичными фактами его биографии — целая эпоха в истории отечественной авиации.

Анатолий Николаевич Квочур, Герой России, родился 16 апреля 1952 года. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков в 1973 году.

Обратите внимание: Сергей Мельников. Памяти Героя.

Служил в боевом составе ВВС в Группе советских войск в Германии. С 1977 года — в запасе. В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей, продолжив образование в Московском авиационном институте (1981) и Академии государственной службы при Президенте РФ (1999).

Его карьера испытателя началась на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (1978-1981), где он проводил серийные испытания самолетов семейства Су-17. С 1981 по 1991 год работал в ОКБ имени Микояна. Здесь он поднял в небо уникальный перехватчик МиГ-31Д (изделие «07») и провел ключевые испытания палубного истребителя МиГ-29К, впервые в истории совершив на нем ночные взлет и посадку на авианосец. Он также испытывал новейшие ракеты «воздух-воздух» Р-73 и «воздух-поверхность» Х-31.

Квочур выполнил первый продолжительный полет на МиГ-31 с имитацией дозаправки и боевого применения. Активно участвовал в испытаниях МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-31, МиГ-31М и многих других модификаций «МиГов». Именно он впервые представил МиГ-29 на международных авиасалонах в Фарнборо (Великобритания, 1988) и Абботсфорде (Канада, 1989). В его биографии — два случая катапультирования из МиГ-29: в 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже и в 1990 году близ аэродрома Саки.

С 1991 года и с 2005 года он служил летчиком-испытателем в легендарном Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова, занимая в разное время посты заместителя и генерального директора ЛИИ. Здесь он провел огромный объем испытаний истребителей четвертого поколения, включая отработку дозаправки в воздухе и маневров воздушного боя, участвовал в испытаниях нового оборудования на Су-27 и Су-30.

Новатор и рекордсмен

Анатолий Квочур внес значительный вклад в летные исследования по эргономике и применению спутниковой навигации. Он совершил множество сверхдальних перелетов на Су-27 и Су-30, в том числе в Арктику, и стал одним из разработчиков концепции «стеклянной кабины» для истребителей нового поколения.

Как участник пилотажной группы летчиков-испытателей, он демонстрировал мастерство на десятках авиасалонов по всему миру: МАКС, «Фарнборо», «Ле Бурже», в Дубае, Сингапуре, Китае и многих других странах.

В 2006 году, к 70-летию института, экипаж под его командованием на Су-30 совершил беспосадочный перелет по маршруту Раменское – Лесной остров – Раменское протяженностью 12 500 км, длившийся 13 часов 9 минут.

С 2003 по 2008 год он также работал летчиком-испытателем в ОКБ Сухого, испытывая самолеты Су-24, Су-25, Су-27, Су-30 и их модификации. В 2005 году на Су-27 он установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности.

Его общий налет составил около 4800 часов, из которых 3500 часов — испытательные полеты. Он освоил около 90 типов и модификаций самолетов, включая 9 типов самолетов стран НАТО.

Анатолий Николаевич Квочур ушел из жизни 15 апреля 2024 года, накануне своего 72-го дня рождения, после продолжительной борьбы с тяжелой болезнью.

Авиация Военная техника Истребитель Летчик-испытатель Анатолий Квочур Видео Длинный пост 21

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Памяти Анатолия Квочура....