Недавно, 13 января, исполнилась годовщина ключевого события русской истории — 514 лет с того дня, когда по воле великого князя московского Василия III Псков лишился своего символа независимости — вечевого колокола. Хотя формальная дата прибытия самого князя в город — 24 января, именно 13 января 1510 года псковичи, лишившись голоса, признали верховную власть Москвы.
Предыстория: иллюзия независимости
Полная история инкорпорации Псковской республики в состав Великого княжества Московского до сих пор изучена недостаточно. Уже со времён Ивана III Псков, хоть и формально сохранявший самостоятельность, фактически находился в сфере влияния Москвы. Князья, которых псковичи по традиции приглашали, к концу XV века всё больше напоминали московских наместников, а изгнать их стало невозможно. Хотя первые попытки установить контроль предпринимались ещё в начале столетия, именно события рубежа 1509-1510 годов положили конец вольности.

Основными источниками, повествующими о тех событиях, являются две версии Псковской летописи. Они сохранились в разных списках, и их условно можно разделить на «промосковскую» и «антимосковскую». Интересно, что оба летописца сокрушаются об утрате псковской свободы, но по-разному расставляют акценты. Один винит в произошедшем исключительно московского наместника, нарушившего крестное целование, а другой прямо указывает на волю самого Василия III, который решил изменить древние псковские обычаи.
Провокация или стечение обстоятельств?

В 1509 году в Псков был назначен новый воевода — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Его действия, по сути, стали катализатором конфликта. Он отказался признавать местные законы и стал вершить суд, игнорируя вече. Можно ли считать это назначение преднамеренной провокацией Москвы? Однозначного ответа нет, но результат был предсказуем: псковичи возмутились.
Осенью 1509 года Василий III прибыл в Новгород. Псковские бояре и купцы, узнав об этом, отправили к нему посольство с жалобами на самоуправство наместника. Князь выслушал их, но дал уклончивый ответ, пригласив всех недовольных прибыть в Новгород для личного разбирательства. Это приглашение стало ловушкой.

Конец веча
6 января 1510 года псковская делегация, состоявшая из знатнейших посадников и купцов, была приглашена на княжий двор в Новгородском кремле, где все они были «почётно» арестованы. Лишившись элиты, Псков оказался в крайне уязвимом положении.
Весть об аресте послов вызвала в городе смятение. Часть горожан призывала оказать сопротивление и «поставить щит» против государя. Другие, более осторожные, советовали подчиниться, дабы не нарушать крестного целования. Решающую роль сыграл ультиматум, который передал псковичам московский посланец Третьяк Долматов: либо они упраздняют вече, снимают вечевой колокол и принимают московского наместника, либо город ждёт жестокая расправа.
13 января 1510 года состоялось последнее в истории Пскова вече. Под давлением обстоятельств горожане согласились на условия Москвы. Символ вольности — вечевой колокол — был снят.
Обратите внимание: Разработчики тогда сразу выразили желание в серьезной защите танка и оснащении его тремя башнями с орудиями.
Это событие, однако, не состоялось в реальности, являясь отсылкой к другой теме. В Пскове же реальность была суровой: эпоха республиканского правления закончилась.
Последствия и историческая память
24 января Василий III торжественно въехал в покорённый город. Последствия присоединения в летописях описаны по-разному. «Антимосковская» версия (I Псковская летопись) рисует трагическую картину: «отъялась слава псковская», город был «разорён», семьи знати насильно переселены, а на место былой вольности «прилетел многокрылый орёл», символизирующий московскую власть.
Более поздняя III Псковская летопись, создававшаяся уже при Иване Грозном, описывает события сдержаннее. Автор объясняет потерю независимости божьей карой за грехи псковичей, а главные беды связывает с правлением «восьмого царя» (очевидно, имея в виду Ивана IV), а не Василия III.

Другие русские летописи (владимирская, записи Михаила Медоварцева) фиксируют событие с промосковских позиций, акцентируя детали административных преобразований и переселения псковских семей в Москву, не видя в этом большой трагедии.
Итоги: централизация или потеря самобытности?
Так или иначе, в январе 1510 года многовековая история Псковской вечевой республики завершилась. С точки зрения формирования единого централизованного Русского государства это был закономерный и важный шаг, укреплявший власть Москвы. Однако остаётся открытым вопрос: был ли это результат тонко просчитанного многоходового плана Василия III или же стечение обстоятельств, которое князь просто умело использовал? История не даёт однозначного ответа, оставляя пространство для размышлений о цене государственного единства и утрате региональной самобытности.
Авторский блог и лекции в Telegram и ВК «Борьба за историю
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "И тогда отъятца слава псковская!" | Присоединение Пскова.