11 ноября 2018 г. Самолет Embraer ERJ 190-100LR авиакомпании Air Астана вылетает с авиабазы Алверка (близ Лиссабона, Португалия) в Астану (Казахстан) и готовится совершить промежуточную посадку в Минске. Состав экипажа: капитан - Аушев Вячеслав Викторович, второй пилот - Бауржан Карашолаков, запасной второй пилот (сидит в кабине) - Соколов Сергей. Также на борту самолета находились трое инженеров авиакомпании «Эйр Астана», возвращавшихся в Казахстан. Это был перегонный рейс после очередного ремонта.
Вскоре после взлета в плохую погоду экипаж почувствовал, что самолет неправильно реагирует на команды. Началась сильная боковая тряска сначала в одну сторону, потом в другую. Я попробовал включить автопилот, но не получилось. Экипаж не смог эффективно управлять самолетом. Свести к минимуму вибрационные движения можно было только приложив к рулевому колесу значительное усилие.
та же доска
Пилот немедленно сообщил о чрезвычайной ситуации и попытался определить причину необычного крена самолета. Однако бортовой компьютер не сообщал ни о каких аномалиях, а лишь непрерывные предупреждения о нештатных условиях полета и информацию об отказе системы автопилота. Экипаж запросил экстренную посадку в Альберге.
Ситуация не улучшилась. Попытка выполнить маневры по возвращению домой привела к тому, что самолет вошел в сильный крен, что привело к потере высоты. Экипаж предположил, что потеря управляемости может быть связана с заменой бортового компьютера. Поэтому мы включили режим, позволяющий напрямую управлять машиной, минуя вмешательство бортового компьютера. Но это не помогло.
Самолет так и не смог изменить курс для возвращения в аэропорт, проявив совершенно неожиданную реакцию на действия пилота. Периодически авиалайнер становился совершенно неуправляемым, совершал «полуразворот» (переворачивалось шасси) и самостоятельно погружался вниз, оказывая на фюзеляж и планер большие нагрузки. Учитывая серьезность ситуации, экипаж принял решение лететь в сторону моря и совершить вынужденную посадку на воду, чтобы не подвергать опасности жителей Лиссабона и его пригородов.
Аэродром Альверка недалеко от Лиссабона
Капитан принял инстинктивное решение выпустить закрылки, чтобы улучшить маневренность самолета. Поначалу дела шли хорошо, и самолет начал набирать высоту. Через тридцать минут после вылета самолет поднялся на высоту 5200 метров. Но внезапно самолет снова упал на насыпь и начал крутое снижение. Потеря высоты была разрушительной. Экипажу удалось в последнюю минуту выйти из крутого пикирования под перегрузкой за счет увеличения тяги двигателей, что могло разрушить конструкцию самолета. Все находившиеся на борту услышали звук трескающихся элементов корпуса корабля.
Тем не менее, благодаря огромным усилиям пилотов, снова начать набор высоты удалось, но взять курс на море не удалось. Проанализировав ремонтные работы, проведенные на земле, экипаж обнаружил, что элероны (механизированные элементы на крыле, управляющие креном) неустойчивы и переворачиваются в противоположную от управляющих сигналов из кабины сторону.Я заметил. Другими словами, пилот использовал руль направления, чтобы направить самолет влево и наоборот, пытаясь создать правый крен. Эта гипотеза подтвердилась, когда на помощь пришел технический эксперт, который сидел в кабине и имел возможность визуально определять направление работы элеронов.
Пилот, понимая ситуацию, решил использовать «зеркало» для воздействия на крен.
Обратите внимание: Персефона с тысячью ногами и четырёхпенесный конкурент.
Это давало им некоторый контроль над самолетом. Затем экипаж полетел на восток в поисках лучших погодных условий. Для аварийной посадки была выбрана авиабаза Бежа, поскольку видимость в то время была хорошей.Поскольку пилот мог поддерживать высоту и курс и имел достаточную визуальную ориентировку, к самолету присоединились два истребителя F-16 португальских ВВС, получившие вызов с авиабазы Монте-Реал. Они сопровождали самолет и помогали экипажу сохранять курс на авиабазу.
После двух неудачных заходов на посадку капитан и второй пилот были измотаны борьбой за управление, поэтому управление взял на себя сменный второй пилот. Благодаря свежим силам самолет смог благополучно приземлиться на третьей подъездной дороге. Однако сохранить посадочную полосу не удалось, поэтому посадка произошла на параллельную полосу вместо запланированной. Все пассажиры выжили, только один пассажир получил травмы ног. Пилот F-16 снял на видео приземление.
При осмотре самолета были выявлены повреждения панелей обшивки фюзеляжа, в некоторых местах наблюдались волнистости. Передние кромки крыльев также были забиты. Все это было результатом сильной перегрузки. Но самолет выжил. Из-за полученных травм португальские следователи квалифицировали происшествие как авиакатастрофу.
полоса взлета
Расследование показало, что самолет более месяца находился в Португалии для планового ремонта по замене тросов управления элеронами. Из-за повышенного трения на шкивах эти тросы быстро изнашивались. Производитель самолета решил запланировать замену не только самого троса, но и шкивов на систему с низким коэффициентом трения. Обмен проходил в два этапа. Сначала я заменил систему натяжения и оставил тросы такими, какими они были старыми. Затем я установил и смазал новый трос из углеродистой стали.
На первом этапе техники сняли старый трос и заменили шкив. Однако из-за неопытности и неясных инструкций я установил эти кабели неправильно. На втором этапе старые кабели заменили на новые, но никто не заметил, что проводка была неправильной. Инженеры визуально подтвердили, что элероны реагировали на движение руля. Но они не обратили внимания на то, что шли не в том направлении.
тот же трос и шкив
После завершения работ во время эксплуатационных испытаний в кабине пилотов появилось аварийное сообщение, сообщающее ремонтной бригаде, что авиалайнер не может летать из-за проблемы с его системой управления. Поиск неисправности продолжался практически до самого вылета, однако причина аварийного сообщения так и не была обнаружена. Поэтому техники не составили особого труда найти ошибку и просто заменили четыре бортовых компьютера. В новом компьютере не было сообщений об ошибках, поэтому аварийное предупреждение исчезло, и самолет смог летать.
Таким образом, причиной катастрофы была определена неправильная установка тросов к обоим элеронам во время ремонтных работ и недостаточные последующие проверки системы управления как ремонтным персоналом, так и пилотом. Это привело к обратному действию системы элеронов самолета, что привело к потере управления во время полета. Неточности в объяснениях производителем самолета процедур технического обслуживания и инструкциях по проводке тросов элеронов были названы факторами, способствовавшими происшествию.
P4-KCJ на борту Embraer ERJ 190-100LR получил серьезные повреждения. При осмотре он оказался не подлежащим ремонту и был списан, а затем разрезан на металлолом.
Telegram «Расследование авиационных происшествий
https://t.me/rumayday/
UPD:
видео лендинга: https://www.youtube.com/watch?v=Ld62nQpBiYc&ab_channel=R...
[my] Авиация Полет самолета Инцидент в аэропорту Казахстан Португалия Пилот-инженер гражданской авиации против ошибки пилота Длинный пост 137Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ремонтники ошиблись и самолёт летал вверх ногами.