11 ноября 2018 года самолет Embraer ERJ 190-100LR авиакомпании Air Astana выполнял перегонный рейс из Португалии в Казахстан после планового ремонта. На борту находился опытный экипаж во главе с капитаном Вячеславом Аушевым, а также три инженера компании. Их путь лежал через Минск, но планы резко изменились вскоре после взлета с авиабазы Алверка близ Лиссабона.
Начало кошмара в небе
Сразу после взлета в сложных погодных условиях пилоты почувствовали, что самолет ведет себя аномально. Вместо четкого отклика на команды началась сильная боковая тряска, самолет рыскал из стороны в сторону. Попытки включить автопилот не увенчались успехом. Управление стало крайне затруднительным: для минимального контроля над машиной пилотам приходилось прикладывать огромные физические усилия к штурвалу.
Самолет Embraer ERJ 190-100LR, аналогичный пострадавшему.
Капитан немедленно объявил чрезвычайную ситуацию. Бортовой компьютер не выдавал конкретных ошибок, лишь непрерывно предупреждая о нештатных условиях полета и отказе автопилота. Экипаж запросил экстренное возвращение в Альверку, но ситуация только ухудшалась.
Борьба за жизнь в воздухе
Попытки развернуться приводили к опасным кренам и потере высоты. Пилоты предположили сбой в недавно замененном бортовом компьютере и попытались перейти на прямое, аналоговое управление, минуя электронику. Но это не помогло. Самолет демонстрировал парадоксальную реакцию: команды, подаваемые из кабины, выполнялись наоборот. Временами лайнер становился полностью неуправляемым, совершал резкие маневры, перегружая планер до предела. Угроза падения на густонаселенные районы Лиссабона стала реальной, и экипаж начал рассматривать вариант вынужденной посадки на воду.
Авиабаза Алверка, откуда начался роковой полет.
Инстинктивное решение выпустить закрылки для улучшения управляемости дало временный эффект — самолет набрал высоту 5200 метров. Однако вскоре он снова сорвался в крутое пикирование. Экипажу чудом удалось вывести машину из пике на запредельных перегрузках, которые угрожали разрушить конструкцию. Все на борту услышали треск корпуса.
Гениальная догадка и «зеркальное» управление
Проанализировав недавний ремонт, пилоты выдвинули ключевую гипотезу: элероны — элементы на крыльях, отвечающие за крен, — работали в реверсивном режиме. Когда пилот командовал левый крен, самолет кренился вправо, и наоборот. Эта догадка была визуально подтверждена инженером, находившимся в кабине. Осознав причину, экипаж начал применять «зеркальное» управление: для поворота направо они поворачивали штурвал налево. Это позволило хоть как-то контролировать ситуацию.
Пилот, понимая ситуацию, решил использовать «зеркало» для воздействия на крен.
Обратите внимание: Персефона с тысячью ногами и четырёхпенесный конкурент.
Это давало им некоторый контроль над самолетом. Затем экипаж полетел на восток в поисках лучших погодных условий. Для аварийной посадки была выбрана авиабаза Бежа, поскольку видимость в то время была хорошей.Эскорт и героическая посадка
Как только пилотам удалось стабилизировать курс и высоту, к самолету присоединились два истребителя F-16 ВВС Португалии. Они сопровождали поврежденный лайнер, помогая экипажу держать направление на авиабазу Бежа. После двух неудачных заходов на посадку измотанные капитан и второй пилот передали управление запасному пилоту Сергею Соколову. Со свежими силами он смог на третьей попытке посадить самолет. Из-за сложностей с управлением посадка произошла не на запланированную, а на параллельную полосу. Все на борту выжили, лишь один пассажир получил травмы ног. Посадку заснял на видео пилот истребителя сопровождения.
Посадочная полоса на авиабазе Бежа.
Осмотр самолета на земле выявил серьезные повреждения: волнистость обшивки фюзеляжа, деформации передних кромок крыла — все следы колоссальных перегрузок. Португальские следователи квалифицировали инцидент как авиационное происшествие.
Расследование: роковая цепочка ошибок
Расследование показало, что самолет более месяца находился на ремонте в Португалии. Работы касались замены тросов управления элеронами и шкивов на систему с низким трением. Процедура проводилась в два этапа, и на первом из них неопытные техники, руководствуясь нечеткими инструкциями, неправильно установили старые тросы. На втором этапе эти тросы заменили на новые, но ошибку монтажа никто не заметил. Визуальная проверка движения элеронов была проведена небрежно: инженеры увидели, что элероны двигаются, но не обратили внимания, что они двигаются в противоположную от команды сторону.
Схематичное изображение тросов и шкивов системы управления.
Во время наземных испытаний бортовой компьютер выдал аварийное сообщение о неисправности системы управления. Вместо того чтобы найти коренную причину, техники просто заменили четыре бортовых компьютера. Новый компьютер, не обнаружив критических ошибок в своей логике, «дал добро» на полет, и роковая ошибка осталась незамеченной.
Выводы и судьба самолета
Окончательной причиной происшествия была названа неправильная установка тросов управления элеронами и неудовлетворительные проверки системы после ремонта. Фактором, способствовавшим ошибке, стали неточности в инструкциях производителя. Самолет P4-KCJ получил повреждения, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией, был списан и утилизирован.
Telegram «Расследование авиационных происшествий»
https://t.me/rumayday/
UPD:
видео посадки: https://www.youtube.com/watch?v=Ld62nQpBiYc&ab_channel=R...
[my] Авиация Полет самолета Инцидент в аэропорту Казахстан Португалия Пилот-инженер гражданской авиации против ошибки пилота Длинный пост 137Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ремонтники ошиблись и самолёт летал вверх ногами.