
При первом взгляде на этот самолет кажется, что его необычная, даже пугающая внешность могла бы отпугнуть вредителей с полей безо всяких химикатов. За свой грозный вид и характерный рёв двигателей он получил прозвище «Бельфегор», в честь демона. Речь идёт об уникальном самолёте М-15 — единственном в мире реактивном биплане, созданном для сельскохозяйственных работ.
Конструкция и аэродинамика
Изначально М-15 проектировался как сельскохозяйственный аппарат. В его крыльях-бипланах были размещены два объёмных бака для жидких химикатов. Однако такое конструктивное решение, необходимое для увеличения полезной нагрузки, создало серьёзные аэродинамические сложности, включая изменение момента инерции и образование нежелательных вихрей.

Для компенсации этих эффектов инженерам пришлось полностью переработать хвостовое оперение. Оно получило двойное килевое оперение увеличенной площади и было приподнято над фюзеляжем, что стало одной из самых узнаваемых черт силуэта «Бельфегора».

Сердце «демона»: реактивный двигатель
Ключевой особенностью самолёта стал его двигатель. Для распыления удобрений использовался сжатый воздух, отбираемый от реактивного двигателя АИ-25. Этот же двигатель устанавливался на пассажирский Як-40 и знаменитый учебный Л-39 «Альбатрос». Использование реактивной тяги упрощало наземное обслуживание по сравнению с поршневыми двигателями, но имело и серьёзный недостаток: струя горячих газов при взлёте или наборе высоты могла повреждать посевы.

Экономика и эргономика
Самолёт управлялся одним пилотом, а позади него могла разместиться кабина для двух пассажиров или инструкторов. С точки зрения экономики М-15 был неоднозначен: хотя его производительность в час была выше, чем у классического «кукурузника» Ан-2, стоимость полёта также оказывалась больше. Это не нравилось пилотам, чья оплата часто была почасовой — на одинаковом участке работы они получали меньше, чем коллеги на Ан-2.


Кабина пилота отличалась отличным обзором благодаря большой площади остекления. Однако на начальном этапе эксплуатации возникла проблема: всего один самолёт был оснащён двойным управлением, что затрудняло регулярную проверку и тренировку лётных навыков пилотов.


Короткая история уникального самолёта
Планы по выпуску М-15 были грандиозными — предполагалось построить 3000 машин. Однако реальность оказалась скромнее: с 1976 по 1981 год было выпущено всего 175 экземпляров. Самолёт не оправдал возложенных на него надежд, и в 1983 году всю партию законсервировали, а затем списали. Сегодня сохранилось лишь несколько экземпляров: один в музее в Ульяновске (на фото), другой — в музее ВВС в Монино, и ещё один находится в Польше.
На архивной фотографии запечатлены два пилота сельскохозяйственной авиации на фоне целой линейки М-15. Скорее всего, снимок сделан в Пятигорске, так как один из видимых на фото Ан-2 (СССР-84606) был приписан к местному авиапредприятию.

В заключение стоит отметить, что М-15 «Бельфегор» стал результатом совместной работы советского ОКБ Антонова и польских авиаконструкторов. Производство было организовано на заводе WSK-Mielec в Польше, что делает этот самолёт не только техническим, но и историческим памятником международного сотрудничества.
Длинный пост об оборудовании авиационного самолёта.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Единственный в мире реактивный "Кукурузник", названный в честь демона Бельфегора.