Ремонт и восстановление фотоаппарата Voigtlander Bessamatic: сравнение с советским Зенитом и пошаговый разбор процесса

После недавнего обсуждения камеры Voigtlander Bessamatic и статьи про «Зенит-4» мне удалось найти перспективный экземпляр для восстановления.

Это не версия Deluxe и объектив у нее не светосильный f/2.0, но для моих целей она отлично подошла.

Сравнение с советским аналогом

Основными неисправностями были заклинивший затвор и разбитое зеркало. Первым делом я решил сравнить конструкцию с советским «Зенитом», чтобы понять степень заимствования.

Конструктивно камеры очень похожи, включая систему крепления сменных объективов, которая работала исправно. Ключевое различие — в оптических схемах объективов, что влияет на работу с бесконечностью. При разборке стало очевидно, что советская версия представляет собой упрощенную и оптимизированную копию. Интересно, что более сложный оригинальный Bessamatic оказался надежнее, в то время как «Зениты» часто выходили из строя.

Диагностика и ремонт затвора

Проблема с затвором оказалась типичной, как и у «Зенитов»: она была вызвана тугой диафрагмой объектива.

Ремень, управляющий диафрагмой, соединен напрямую с механизмом затвора. Если диафрагма двигается тяжело, шестерни начинают проскальзывать, привод не возвращается в исходное положение, и затвор, в данном случае, застревает в открытом состоянии.

Решение было следующим: открутив три винта на передней панели и слегка приподняв верхнее кольцо байонета, я ослабил направляющие зубцы. Это позволило пружине вернуть механизм в исходное положение. Ремень был правильно уложен в паз корпуса, после чего все было собрано обратно.

Однако лепестки самого затвора были покрыты застарелым маслом и склеились. Для полного устранения проблемы потребовалась глубокая разборка. Параллельно я занялся заменой зеркала.

Разборка и чистка

Сняв верхнюю крышку, я обнаружил рассыпавшийся светозащитный поролон, который загрязнил внутренности.

Также обратил внимание на пружину блокировки спускового крючка. Если она не взведена в правильном положении, это может привести к самопроизвольному срабатыванию и поломке затвора.

Далее были отклеены старые уплотнители, откручены обшивки и отпаяны контакты синхронизации вспышки. Винты под наклейкой на днище также пришлось выкрутить для полной разборки.

После снятия передней панели внутренности оказались в хорошем, но замасленном состоянии.

Конструкция механизма оказалась многослойной и разбиралась непросто, но логичной.

Замена зеркала

Причина, по которой разбилось оригинальное зеркало, осталась загадкой. У меня был набор советских зеркал разных размеров. Оригинальное зеркало Bessamatic имеет фаску на подложке, что создает свои сложности. Я подобрал тонкое зеркало подходящего размера и с помощью прокладок добился правильного фокуса.

Чистка механизма затвора

После снятия направляющих и маркировки деталей для последующей сборки я добрался до самого затвора.

Внутренности, как и у «Зенита», были залиты маслом. Видимо, предыдущий владелец думал, что это решит проблему залипания. Однако точность изготовления деталей затвора такова, что даже следы смазки мешают работе, а уж полное замасливание полностью парализует механизм.

Полностью разбирать узел затвора без риска сломать что-нибудь было сложно. Я применил метод промывки: залил лепестки очищенным бензином (для зажигалок), наклонял камеру, давая маслу стечь, и промакивал лепестки. Цикл повторялся до тех пор, пока из глубины механизма не перестало выступать новое масло. После такой чистки затвор стал работать плавно. Также пришлось поправить погнутый рычаг выдержки, который пострадал при предыдущей некорректной сборке.

Сборка и результат

Процесс сборки я провел за один присест, поэтому детальных фото этого этапа немного. Я почистил все узлы, заменил поролоновые уплотнители на новые, установил все пружины на место, вклеил новое зеркало и окошко видоискателя.

Новое зеркало прямоугольное, но это не влияет на функциональность.

Результат превзошел ожидания. Качество изготовления Voigtlander Bessamatic впечатляет. Все детали подогнаны идеально, ничего не люфтит и не болтается. Отделка заслуживает уважения. Звук взвода затвора и спуска — четкий и приятный. Становится немного обидно за «Зенит»: видно, что советские инженеры понимали, как сделать хорошо, но технологическая база не позволяла достичь такого же уровня.

К моей радости, встроенный экспонометр также оказался рабочим (его показания видны по стрелочке справа в видоискателе).

Bessamatic снова в строю. Этот ремонт в очередной раз показал парадокс: иногда более сложные устройства поддаются восстановлению, а их упрощенные копии — нет. Ни один из моих «Зенитов» не имеет такого же плавного и отлаженного хода спускового крючка, как этот отреставрированный немецкий аппарат.

В следующий раз я планирую взяться за восстановление «Зенита-5» и интересной японской камеры, которая, если мои догадки верны, была одной из первых с приоритетом диафрагмы. Конструкция красивая, но проводов внутри — мама миа! К счастью, в сети нашлась инструкция с электрическими схемами.

Всем удачи и берегите старую технику!

Теги: [Пленочная камера] [Зеркальная камера] [Ремонт фотоаппаратуры] [DIY] [Длиннопост]

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Voigtlander Bessamatic (ремонт).