"У нас горит двигатель! Он неуправляем!" Крушение Ту-154 под Иркутском

3 января 1994 года, вторник, аэропорт Иркутска

11:30 по местному времени

Экипаж Ту-154М авиакомпании «Байкальские авиалинии» под руководством командира Геннадия Падукова готовится к вылету в Москву. Человек, налетавший в небе более 16 тысяч часов и считавшийся очень опытным пилотом. Пока пилоты готовят салон, на борт поднимаются 115 пассажиров, из них 16 иностранных.

Ту-154

В 11:35 бортинженер Илья Карпов приступает к запуску силовой установки. Эта процедура занимает у него целых 20 минут! Первый и третий двигатели запустились без проблем, но запуск второго вызвал некоторые проблемы у экипажа. Во-первых, во время старта бортинженер дважды отметил самопроизвольный раскрутку турбокомпрессора. Во-вторых, сам двигатель запустился только с пятой попытки.

Диспетчер: Внимание, экипаж. 10600 в Домодедово, резерв Нижний Новгород. Москва не поставляет запчасти ни во Внуково, ни в Шереметьево.

КВС: Двигатели запускаются. Включаем генераторы. Земля, я 85656, конец линии, диспетчерская служба, до свидания.

Отправитель: Доволен.

КВС: Сообщите инженеру, который готовил двигатели, что двигатели были очень плохо подготовлены и не запускаются. Через двадцать минут запустились три двигателя.

Длительная процедура запуска сильно отразилась на эмоциональном состоянии всего экипажа. Отныне пилоты не будут учитывать все нестандартные ситуации, которые возникнут в будущем. Одна из таких ситуаций произошла через 1,5 минуты после запуска двигателей.

Внезапно на пульте бортинженера загорается красный индикатор, предупреждающий об опасной скорости на стартере двигателя № 2. Но ни командир, ни бортинженер не сочли это тревожным. Они знали, что на Ту-154 часто бывают ложные различные сигналы тревоги. И теперь экипаж уверен, что стартер действительно отключился сразу после запуска двигателя. Но это неправда.

Рабочее место бортинженера Ту-154

Бортинженер: Загорелся... И не погаснет, и не погаснет.

КВС: Что?

Бортинженер: Опасная скорость! Нажимаешь кнопку, а она не гаснет. Итак, стартер включен. Все выключено... Воздух не подается.

ПОС: Ничего, он нагревается и гаснет.

В РЛЭ Ту-154 нет прямого запрета на взлет с работающей лампой, предупреждающей об опасных скоростях взлета. Пилоты также знали, что многие другие экипажи ранее выполняли взлеты с работающей сигнализацией. Бортинженер этого полета и весь инженерно-технический состав «Байкальских авиалиний» не имели достаточных знаний о работе стартера на Ту-154. Думали, что стартер автоматически выключается после запуска двигателя, и после этого его невозможно раскрутить. Инженерный состав авиакомпании также не знал об изменениях, внесенных в конструкцию Ту-154, но этот факт никоим образом не мешал бортинженерам летать в составе экипажей.

2П: 656 готов к старту.

Клерк: Разрешено к взлету.

2П: 656., взлет.

В 12 часов неисправный Ту-154 поднимается в небо, поворачивает направо и берет курс на Москву.

Через 3 минуты 45 секунд, когда авиалайнер летит точно по взлетно-посадочной полосе, выходит из строя стартер второго двигателя. Сигнализация не лгала и стартер действительно сработал. Причем работал он на оборотах выше 40 000 об/мин. Диск турбины, вылетевший из корпуса стартера, повредил воздушную, топливную и масляную сети двигателя. Двигатель №2 был охвачен огнем, который быстро распространился на отделение ВСУ.

КВС: Мы выигрываем 6000 метров

ПОС: Действуйте согласно инструкции.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Первый и второй находятся в номинальном режиме.

Бортинженер: Другой двигатель почему-то загорелся.

КВС: ВСУ горит? Выключать!!

Бортинженер: Я включил все три линии.

ПОС: Оно горит? Действительно ли он горит?

Бортинженер: Горит индикатор «Пожар».

КВС: Илья Петрович, доложите ситуацию.

Бортинженер: Да. В мотогондоле № 2 загорелся знак «Пожар». Второй двигатель был остановлен.

КВС: Илья, выключи сирену…

Экипаж много времени проводит в разговорах, а самолет удаляется все дальше и дальше от аэропорта. Бортинженер глушит горящий двигатель и задействует все три линии пожаротушения. Однако система выходит из строя, и двигатель продолжает гореть.

И всего через 2 минуты после начала пожара командир принимает решение вернуться в Иркутск. Самолет находился в 24 километрах от взлетно-посадочной полосы, когда экипаж начал разворачиваться для посадки.

Штурман: Берем обратный курс на посадку!!!!

Отправитель: 656.! Понял. Давление 725 миллиметров, заход расчищен, с четвертого падаю до 900.

ПОС: Установите давление на 725.

С каждой секундой самолетом становилось все труднее управлять. Проблема заключалась в том, что основные магистрали всех трех гидросистем самолета проходили через отсек второго горящего двигателя. Экипаж изо всех сил старается сохранить контроль над самолетом.

ПОС: Шасси вообще не производится... Оно не производится! Вернитесь из другой гидравлической системы!

Бортинженер: Нет! Никакого давления!

Второй пилот: У нас потеряно давление в обеих гидросистемах!

Отправитель: 656., понял! Где твое удаление?

Навигатор: 400 метров.

КВС: Ребята, самолет вышел из-под контроля!

КВС: Самолет не управляем!

Диспетчер: Вы под горкой! Работайте над посадкой!

В 12:07 второй пилот сообщил о полной потере управления. Через минуту неуправляемый Ту-154 на скорости 510 км/ч и с небольшим креном вправо столкнулся с землей. Самолет врезался в молочную ферму в поселке Мамоны в 15 километрах от аэропорта Иркутска. Все находившиеся на борту 115 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. Один человек также погиб и еще один получил ранения под руинами фермы

Последствия катастрофы

Расследование установило, что это не первый случай отказа двигателя № 2 на этом борту. Летом 1993 года он потерпел неудачу при подходе к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось израсходовать топливо и приземлиться на аварийную взлетно-посадочную полосу. После этого пилоты неоднократно писали жалобы на неудовлетворительную работу двигателя №2, но руководство авиакомпании ничего с этим не предприняло. Самолет продолжал летать с неисправным двигателем, пока не произошла катастрофа.

Комиссия установила, что действия экипажа по тушению пожара и возвращению в аэропорт в аварийной ситуации были правильными. Летчики проявили мужество и упорство. Но они уже не могли изменить ситуацию.

По словам знаменитого летчика-инструктора Ту-154 Василия Ершова, экипаж слишком задумался, и командир, вместо того чтобы немедленно совершить вынужденную посадку, продолжал набирать высоту и отходил все дальше от полосы безопасности. В результате экипаж потерял драгоценные минуты, которые впоследствии могли стать решающими для жизни всех находившихся на борту.

В 2007 году на месте катастрофы в Мамонах состоялось открытие православной церкви Святого Софрония. Из 125 погибших удалось идентифицировать останки только 74 человек.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

[мин]АвиацияСамолетРейсАэропортКатастрофаАварияАвиакатастрофаГражданская авиацияПилотИнцидентПожарДлинный постОтрицательный 18

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "У нас горит двигатель! Он неуправляем!" Крушение Ту-154 под Иркутском.