Трагедия под Иркутском: хроника катастрофы Ту-154 из-за неисправного двигателя

3 января 1994 года в аэропорту Иркутска началась подготовка к рейсу в Москву. Экипаж Ту-154М авиакомпании «Байкальские авиалинии» под командованием опытного пилота Геннадия Падукова, имевшего более 16 тысяч часов налета, принял на борт 115 пассажиров, включая 16 иностранцев.

Ту-154

Роковые неполадки при запуске

Процедура запуска двигателей, начатая в 11:35 бортинженером Ильей Карповым, сразу пошла не по плану. Запуск занял необычно долгих 20 минут. Если первый и третий двигатели запустились нормально, то со вторым возникли серьезные проблемы: бортинженер отметил самопроизвольную раскрутку турбокомпрессора, а сам двигатель удалось запустить только с пятой попытки. Эта задержка и технические сложности создали нервную обстановку в кабине, что впоследствии могло повлиять на принятие решений.

Диспетчер дал указания по маршруту, а командир экипажа выразил недовольство качеством подготовки двигателей, сообщив на землю о проблемах с запуском.

Игнорирование критического сигнала

Через полторы минуты после запуска на пульте бортинженера загорелся красный индикатор, сигнализирующий об опасной скорости на стартере второго двигателя. Однако экипаж, привыкший к частым ложным срабатываниям сигнализации на Ту-154, не придал этому значения. Они ошибочно полагали, что стартер автоматически отключается после запуска двигателя. На самом деле, в руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) не было прямого запрета на взлет с горящей этой лампой, и многие экипажи ранее так делали. Критической проблемой стал недостаток знаний инженерного состава авиакомпании об устройстве стартера и о внесенных в конструкцию самолета изменениях.

Рабочее место бортинженера Ту-154

Несмотря на тревожный сигнал, в 12:00 самолет получил разрешение и взлетел, взяв курс на Москву.

Развитие катастрофы в воздухе

Через 3 минуты 45 секунд полета, когда лайнер находился на высоте 6000 метров, произошло то, о чем предупреждал сигнал: стартер второго двигателя вышел из строя, работая на запредельных оборотах свыше 40 000 об/мин. Вырвавшийся диск турбины пробил корпус, повредив топливные, воздушные и масляные магистрали. В двигателе №2 вспыхнул пожар, который быстро перекинулся на отсек вспомогательной силовой установки (ВСУ).

Экипаж, следуя инструкциям, попытался справиться с ситуацией: бортинженер доложил о пожаре, заглушил горящий двигатель и активировал все три линии системы пожаротушения. Однако система не сработала, и огонь продолжил распространяться.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Борьба за управление и потеря контроля

Лишь спустя две минуты после начала пожара командир принял решение возвращаться в Иркутск. К этому моменту самолет уже успел удалиться на 24 километра от аэропорта. При развороте на посадку ситуация стала катастрофической: пламя повредило магистрали всех трех гидравлических систем, проходивших через отсек горящего двигателя. Экипаж начал терять управление самолетом: отказали системы выпуска шасси и управления.

В 12:07 второй пилот сообщил о полной потере управления. Неуправляемый авиалайнер, несясь со скоростью 510 км/ч, через минуту врезался в молочную ферму в поселке Мамоны, в 15 километрах от аэропорта. Все 124 человека на борту (115 пассажиров и 9 членов экипажа) погибли. Под обломками фермы также погиб один человек на земле, еще один получил ранения.

Последствия катастрофы

Причины и выводы расследования

Расследование выявило системные проблемы. Оказалось, что двигатель №2 на этом самолете уже выходил из строя летом 1993 года при заходе на посадку в Гуанчжоу. Несмотря на многочисленные жалобы экипажей, руководство авиакомпании не устранило неисправность, и самолет продолжал эксплуатироваться.

Комиссия признала, что действия экипажа в аварийной ситуации по тушению пожара и возвращению были в целом правильными, а пилоты проявили мужество. Однако, по мнению экспертов, таких как летчик-инструктор Василий Ершов, командир допустил стратегическую ошибку, продолжив набор высоты и удаление от аэропорта вместо немедленного захода на вынужденную посадку. Эти потерянные минуты могли стать решающими.

В 2007 году на месте трагедии была построена православная церковь Святого Софрония. Из 125 погибших удалось идентифицировать останки только 74 человек.

Эта катастрофа стала страшным уроком, высветившим цепочку роковых обстоятельств: от технической неисправности и недостаточной подготовки персонала до ошибок в принятии решений в критический момент.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "У нас горит двигатель! Он неуправляем!" Крушение Ту-154 под Иркутском.