Опыт Первой мировой войны наглядно показал всем ведущим мировым державам решающую роль тяжёлых танков в будущих сражениях. Советские конструкторы приступили к разработке машин этого класса в конце 1930-х годов. Результатом их работы стали боевые машины, которые по праву считались одними из лучших в своём классе. В этой статье мы подробно рассмотрим ключевые модели советских тяжёлых танков, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Т-35: Многобашенный символ мощи
Танк Т-35 стал уникальным явлением — единственным в мире серийным тяжёлым танком с пятью башнями. Он был настоящим символом военной мощи Красной Армии в предвоенные годы, и его силуэт даже увековечен на одной из самых почётных государственных наград — медали «За отвагу».
Технические характеристики Т-35: Боевая масса — 50 тонн. Экипаж — 11 человек. Вооружение — одна 76-мм пушка, две 45-мм пушки, 6 пулемётов. Бронирование: лоб корпуса — 50 мм, борт — 20 мм, башня — 20 мм. Двигатель — карбюраторный М-17 мощностью 500 л.с. Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч. Запас хода — 150 км.
КВ-1: Непробиваемый «Клим Ворошилов»
Танк КВ-1 по праву считается первым в мире серийным тяжёлым танком с противоснарядным бронированием. До него машины этого класса имели лишь противопульное бронирование. Своё боевое крещение КВ-1 прошёл в советско-финской войне, где показал выдающиеся результаты. В первые годы Великой Отечественной войны его броня была практически неуязвима для большинства противотанковых орудий вермахта.
Технические характеристики КВ-1: Боевая масса — 47,5 тонн. Экипаж — 5 человек. Вооружение — одна 76,2-мм пушка, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса — 95-100 мм, борт — 75 мм, башня — 100 мм. Двигатель — дизель В-2К мощностью 600 л.с. Скорость по шоссе — 35 км/ч. Запас хода — 250 км.
КВ-2: Мобильная крепость с гаубицей
Во время советско-финской войны (1939-1940 гг.) для прорыва мощных укреплений линии Маннергейма потребовался танк с исключительно мощным вооружением. Ответом конструкторов стал КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей. Усиление огневой мощи привело к увеличению массы и снижению подвижности, однако к началу Великой Отечественной войны КВ-2 не имел равных по мощности огня среди серийных танков.
Технические характеристики КВ-2: Вооружение — одна 152-мм гаубица, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони лба, борта корпуса и башни — 75 мм. Двигатель — В-2К, 600 л.с. Скорость по шоссе — 35 км/ч. Запас хода — 250 км.
КВ-1С: Скоростная модернизация
Боевой опыт выявил необходимость повысить подвижность и надёжность танков КВ. Во второй половине 1942 года была проведена глубокая модернизация. Новая машина, получившая индекс КВ-1С (где «С» означало «скоростной»), стала легче и компактнее базовой модели, что позволило значительно увеличить её скорость и манёвренность.
Интересное: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
Технические характеристики КВ-1С: Боевая масса — 42,5 тонны. Экипаж — 5 человек. Вооружение — одна 76,2-мм пушка, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса — 75 мм, борт — 60 мм, башня — 82 мм. Двигатель — дизель В-2К, 600 л.с. Скорость по шоссе — 42 км/ч. Запас хода — 250 км.
КВ-85: Переходное звено
Модель КВ-85, запущенная в производство осенью 1943 года, стала ответом на появление у противника новых тяжёлых танков. На машину установили новую литую башню с усиленным бронированием и мощную 85-мм пушку. Это снова увеличило массу, а экипаж сократился до четырёх человек. КВ-85 стал важным переходным звеном от серии КВ к новым танкам ИС.
Технические характеристики КВ-85: Боевая масса — 46 тонн. Экипаж — 4 человека. Вооружение — одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса — 75 мм, борт — 60 мм, башня — 100 мм. Двигатель — дизель, 600 л.с. Скорость по шоссе — 42 км/ч. Запас хода — 330 км.
ИС-1: Первый из «Иосифов Сталинов»
Танк ИС-1 разрабатывался как адекватный ответ на появление у немцев тяжёлых танков «Тигр». Для эффективной борьбы с ними требовалось более мощное вооружение. Производство ИС-1 началось в октябре 1943 года, однако уже в ноябре на вооружение был принят его более совершенный собрат — ИС-2, что сделало ИС-1 довольно редкой машиной.
Технические характеристики ИС-1: Боевая масса — 44 тонны. Экипаж — 4 человека. Вооружение — одна 85-мм пушка, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб — 120 мм, борт — 90 мм, башня — 100 мм. Двигатель — дизель В-2ИС мощностью 520 л.с. Скорость по шоссе — 37 км/ч. Запас хода — 220 км.
ИС-2: Легендарный «Победоносец»
Поскольку 85-мм пушка уже устанавливалась на средний танк Т-34-85, для нового тяжёлого танка требовалось оружие иного калибра. Выбор пал на 122-мм орудие, которое было адаптировано для установки в танк. Так появился ИС-2 — один из самых мощных, надёжных и ремонтопригодных тяжёлых танков Второй мировой войны, ставший грозным оружием Красной Армии на завершающем этапе войны.
Технические характеристики ИС-2: Вооружение — одна 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб — 120 мм, борт — 90 мм, башня — 100 мм. Двигатель — дизель В-2ИС, 520 л.с. Скорость по шоссе — 37 км/ч. Запас хода — 220 км.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Надеемся, вам было интересно узнать больше о стальных гигантах, ковавших Победу.
Интересное еще здесь: История.
Тяжёлые советские танки Великой Отечественной войны.