Загадка смерти: как ацтеки воспринимали конец жизни и почему их ритуалы не были жестокостью

Когда мы говорим об ацтеках, на ум сразу приходят образы кровавых жертвоприношений и жестоких ритуалов. Современный человек, воспитанный в европейской культурной традиции, содрогается и спешит осудить. Но так ли справедливо судить цивилизацию, существовавшую столетия назад на другом континенте, через призму наших сегодняшних ценностей? Возможно, ключ к пониманию лежит в радикально ином восприятии самой сути жизни и смерти.

Визуализация Миктлана / Гонзо-шоу «Преступный мир ацтеков Миктлана», gonzosnow.artstation.com

Две реальности: европейский и ацтекский взгляд на жизнь и смерть

Чтобы понять ацтеков, нужно сначала осознать, насколько их мировоззрение отличалось от привычного нам. В христианской традиции, доминирующей в Европе, жизнь человека — это линейный путь от рождения к смерти, за которым следует суд и вечная участь души в раю или аду. Смерть — это конец земного существования и переход в иную, часто пугающую, реальность. Современный человек, отдалившийся от природы благодаря технологиям, часто воспринимает смерть как нечто чуждое и страшное, что отражается в наших погребальных практиках, призванных изолировать тело от естественного цикла разложения.

«Сотворение Адама» — классический образ творения в европейской традиции.

Для ацтеков же вселенная была построена на принципах дуализма и цикличности. Жизнь и смерть были не противоположностями, а взаимодополняющими и неразрывными частями единого великого круговорота. Этот цикл был заложен в самом мифе о творении: боги пожертвовали собой, чтобы создать солнце и дать жизнь новому человечеству. Кровь, обладающая жизненной силой ("тоналли"), была священным даром богов, и люди, в свою очередь, должны были возвращать этот долг через ритуалы. Жертвоприношение было не актом бессмысленной жестокости, а актом поддержания космического порядка, без которого мир погиб бы. Это был высший дар и привилегия, а не наказание.

Католический собор, построенный на руинах ацтекской пирамиды в Чолуле — наглядный символ столкновения двух мировоззрений.

Это фундаментальное различие ярко проявляется в отношении к памяти об умерших. В то время как в христианстве поминки часто окрашены скорбью, современные мексиканцы, унаследовавшие многие черты ацтекского мировоззрения, отмечают День мёртвых как яркий, жизнеутверждающий праздник, где смерть — не повод для ужаса, а часть бытия.

Парад в День мёртвых — праздник, где смерть является главным героем, а не пугалом.

Триединая душа: тоналли, тейолия и иётль

В отличие от христианской концепции единой и неделимой души, ацтеки верили, что сущность человека состоит из трёх отдельных компонентов, связанных с разными частями тела:

  • Тоналли: располагалась в голове. Это была жизненная сила, энергия, которую человек мог оставлять в местах, где жил. После смерти тоналли нужно было собрать воедино с помощью специальных ритуалов.
  • Тейолия: обитала в сердце. Это была интеллектуальная и эмоциональная сущность, которая покидала тело не сразу, а через четыре дня после смерти, требуя проведения провожающих обрядов.
  • Иётль (ихийотль): находилась в печени и ассоциировалась с дыханием, тенью и пороком. Эта часть души была связана с тёмными сторонами личности и после смерти также оставалась в теле.

Такое сложное строение души делало процесс умирания и посмертного путешествия многоэтапным и требующим ритуальной поддержки.

Миктлан: не ад, а вселенная вечного покоя

Куда же отправлялась эта сложная душа? В Миктлан — царство мёртвых, которым правил Миктлантекутли. Но называть его "адом" в христианском понимании — грубая ошибка. В ацтекской космологии не было разделения на рай для праведников и ад для грешников. Миктлан был конечным пунктом для всех умерших, независимо от их статуса или деяний при жизни. Это воплощало принцип дуализма: Миктлан был одновременно и "раем", и "адом" — всеобщим местом вечного успокоения.

Миктлантекутли (бог смерти) и Кетцалькоатль (бог жизни и ветра) — олицетворение дуализма жизни и смерти.

Попасть туда было непросто. Душе (вместе с остатками телесной оболочки) предстояло четырёхлетнее путешествие через девять опасных уровней, символизировавших процесс разложения тела и очищения души от всего земного. Это описание сохранилось в Кодексе Риос, созданном испанским монахом.

Девять испытаний Миктлана

Путь был полон суровых, но природных испытаний:

  1. Переправа через реку с помощью собаки. Умершему нужна была рыжая собака, чтобы переплыть реку, охраняемую дикими псами.
  2. Проход между сталкивающимися горами. Нужно было успеть пройти, пока горы не раздавили путника.
  3. Долина летающих обсидиановых ножей. Ветер носил острые как бритва лезвия, срезавшие плоть.
  4. Царство ледяного ветра и снега. Лютый холод и ледяная крошка завершали очищение от плоти.
  5. Символический разрыв с миром живых.
  6. Место, пронзаемое стрелами.
  7. Ягуар, пожирающий сердце. Потеря сердца символизировала окончательный разрыв с земными страстями.
  8. Река в полной темноте. Остатки тела уносились бурным потоком, встречавшимся с ящерицей Шочитонал, символом последнего дня жизни.
  9. Место девяти рек в густом тумане. Здесь, полностью освободившись от тела и воспоминаний, душа, размышляя о прожитой жизни, растворялась в вечном покое Миктлана.

Изображение уровней Миктлана из Кодекса Риос.

В отличие от христианского ада с его антропоморфными пытками (жаровни, котлы), испытания Миктлана носят природный, почти стихийный характер. Это не наказание, а процесс естественного очищения и растворения. Главное условие — сила духа, чтобы пройти этот путь до конца.

Таким образом, ацтекское восприятие смерти было глубоко интегрировано в их понимание жизни как части великого, непрерывного цикла. Их ритуалы, кажущиеся нам ужасающими, были осмысленными действиями, направленными на поддержание баланса вселенной. Эта система верований напоминает нам, насколько разнообразными могут быть ответы человечества на вечные вопросы о жизни, смерти и предназначении. И заставляет задуматься: а можем ли мы вообще до конца понять мировоззрение древней, столь отличной от нас цивилизации?

Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, вы можете поддержать канал по ссылке. Мне будет очень приятно получить вашу поддержку!

(с) @mexicalli,

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Смерть и её восприятие в культуре ацтеков.