Тайна рейса SA 295: Пожар на борту и падение в Индийский океан

Вечером 27 ноября 1987 года в аэропорту Чан Кайши в Тайбэе (Тайвань) началась подготовка к трагическому рейсу. Боинг 747 авиакомпании South African Airways, модификации Combi, должен был выполнить длительный перелет в Йоханнесбург (ЮАР) с промежуточной посадкой на Маврикии. Эта версия самолета была уникальна: она совмещала пассажирский салон в передней части и грузовой отсек сзади, что впоследствии сыграло роковую роль.

Схема Боинга 747 Комби, совмещавшего пассажирский и грузовой отсеки.

На борту находился опытный экипаж из 19 человек, 140 пассажиров и значительный груз — 43 тонны, включая 6 поддонов в отсеке, расположенном прямо за пассажирским салоном. В 14:23 по местному времени рейс SA 295 вылетел из Тайбэя. Полет до Порт-Луи должен был занять около десяти часов, но самолету так и не суждено было достичь пункта назначения.

Одна из немногих обнаруженных деталей самолета.

Последние часы полета и исчезновение

Первая часть полета проходила штатно. Экипаж выходил на связь с диспетчерскими центрами по маршруту. Однако после 18:00 UTC связь с собственным операционным центром авиакомпании в Йоханнесбурге прервалась, хотя контакты с диспетчерами продолжались. Последние рутинные доклады о прохождении контрольных точек поступали до 23:58. После этого рейс SA 295 пропал с радаров, так и не долетев до Маврикия.

Обнаружение обломков и первые выводы

На следующий день, после полудня, в Индийском океане были обнаружены первые следы катастрофы: место падения и 8 тел погибших. Анализ показал, что двое из них скончались от отравления продуктами горения еще до удара о воду — в их дыхательных путях была найдена сажа. Найденный обгоревший огнетушитель, металл которого плавится при температуре выше 600°C, указывал на чрезвычайно интенсивный пожар на борту. Основная часть обломков была обнаружена лишь год спустя, в декабре 1988-го, на глубине 4,5 километров. Их разбросанность свидетельствовала о том, что самолет разрушился в воздухе.

Фрагменты лайнера, поднятые с океанского дна.

Роковые минуты: что рассказали самописцы

Расшифровка бортовых самописцев пролила свет на последние минуты полета. Примерно за полторы минуты до конца записи в кабине прозвучала пожарная сигнализация. Бортинженер доложил о возгорании в грузовом отсеке. Пилоты в течение 30 секунд изучали инструкции и предпринимали меры по локализации пожара, но вскоре огонь повредил датчики, и запись прекратилась.

Тем временем экипаж вышел на связь с диспетчером в Порт-Луи, передав тревожное сообщение:

Экипаж: «Подход к Порт-Луи, ЮАР 295. На борту дым. Нам нужен экстренный спуск на высоту 4250 метров».
Диспетчер: «Южноафриканская 295, спуск на 4250 разрешен. Должны ли мы подготовить экстренные службы?»
Экипаж: «Да!».
Диспетчер: «Какова ваша позиция?».
Экипаж: «У нас проблемы с электросистемой. Большинство устройств выключено. Мы не знаем, где мы находимся».

Этот диалог, произошедший между 23:49 и 00:00, стал последним внятным контактом с землей. Самолет, объятый пламенем, потерял управление и навигацию. В 00:02 диспетчер дал команду на дальнейшее снижение для захода на посадку, но ответа уже не последовало. Все попытки выйти на связь до 00:30 оказались тщетны. По данным расследования, примерно в 00:07 рейс SA 295 рухнул в воды Индийского океана в 248 км от берега. Все 159 человек на борту погибли.

Неразгаданная тайна: версии катастрофы

Официальная причина возгорания так и не была установлена, что породило множество теорий. Основные из них:

  • Небезопасный груз: Наиболее вероятной считается версия о возгорании опасного или запрещенного к авиаперевозке груза в заднем отсеке.
  • Военные поставки: В контексте войны ЮАР с Анголой выдвигалась гипотеза о тайной перевозке боеприпасов, которые могли воспламениться во время полета.
  • Диверсия: Некоторые эксперты не исключали возможность теракта.

Новое расследование, инициированное в 1996 году, также не пришло к однозначным выводам, хотя следователи склонялись к версии о злом умысле. Тайна рейса SA 295 до сих пор остается одной из самых загадочных страниц в истории авиации.

Пожалуйста, поддержите нас, проголосовав и подписавшись. Ваша обратная связь помогает создавать новые материалы. Спасибо от всей команды!

Канал «Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Объятый пламенем рухнул в океан.