Рождение революционной концепции

Бомбардировщик Avro Vulcan стал одним из самых передовых и новаторских самолетов в истории авиации. Он вошел в историю как первый в мире серийный реактивный самолет, построенный по схеме «летающее крыло». Работы над его созданием начались зимой 1947 года под руководством талантливого конструктора Роя Чедвика в компании Avro. Задача была амбициозной: создать высотный скоростной бомбардировщик, соответствующий жестким требованиям спецификации B35/46, выпущенной штаб-квартирой Королевских ВВС. Ключевой особенностью британского подхода стало требование к эксплуатации с обычных аэродромов страны, что резко контрастировало с возможностями США и СССР, располагавших обширными территориями для строительства гигантских ВПП. Для минимизации аэродинамического сопротивления мощное бомбовое вооружение разместили исключительно во внутреннем отсеке, а максимальный взлетный вес ограничили 45 тоннами. Интересно, что при проектировании Avro активно использовала трофейные немецкие аэродинамические исследования, что отличало ее от конкурента Handley Page, больше полагавшегося на отечественные разработки.
Эволюция конструкции: от стреловидного крыла к дельте

Изначально инженеры рассматривали классическую аэродинамическую схему с крылом большой стреловидности. Однако эта конфигурация не позволяла достичь требуемых весовых и скоростных характеристик. Прорывом стал отказ от горизонтального оперения и переход к бесхвостой схеме с толстым треугольным крылом малого удлинения. Такое крыло, получившее название «дельта», стало идеальным компромиссом: его внутренний объем позволял разместить двигатели, шасси и значительный запас топлива, а большая площадь обеспечивала отличные высотные характеристики и маневренность, сохраняя приемлемые взлетно-посадочные качества.

К маю 1947 года компания Avro завершила предварительные исследования и представила правительству проект под обозначением «Тип 689». Демонстрационная модель поражала воображение: самолет напоминал летающее крыло с двумя круглыми воздухозаборниками по бокам фюзеляжа и небольшими килями на законцовках крыла. 27 ноября 1947 года, после долгих дискуссий, проект был одобрен. Однако поведение дельтавидного крыла на малых скоростях оставалось малоизученным, поэтому параллельно было принято решение о создании уменьшенного летающего прототипа для испытаний. На это решение, вероятно, повлияли американские эксперименты с бомбардировщиками Northrop XB-35 и YB-49.
Испытания и доводка: путь к первому полету

В процессе разработки облик самолета, получившего внутренний индекс «698», претерпел изменения. Круглые воздухозаборники заменили на эллиптические для улучшения обзора, а кили сделали цельноповоротными. В течение 1949 года масштабные модели бомбардировщика проходили всесторонние испытания в аэродинамических трубах различных институтов, включая Королевский авиационный завод и Национальную физическую лабораторию. В итоге было разработано крыло, сочетавшее аэродинамическое совершенство серповидного крыла конкурента Victor с большим внутренним объемом и более простой конструкцией.

Параллельно создавался экспериментальный самолет-аналог Avro 707, в три раза меньший оригинала. Первый из них разбился вскоре после первого полета в 1949 году. Второй, 707B, выявил критическую проблему: из-за особенностей аэродинамики треугольного крыла носовая стойка шасси отрывалась от земли слишком поздно, вызывая резкий подъем. Решение нашли в удлинении носовой части фюзеляжа. Без этих испытаний на макете пришлось бы кардинально переделывать шасси уже готового бомбардировщика, что обошлось бы невероятно дорого. Всего было построено четыре самолета-аналога, последний из которых, двухместный 707C, использовался для обучения пилотов.
Рождение «Вулкана» и начало службы

К осени 1949 года технический проект был в основном готов. Окончательный облик бомбардировщика сильно отличался от ранних эскизов: остался один киль, а воздухозаборники «утопили» в корне крыла. Первый прототип, оснащенный двигателями Rolls-Royce Avon, поднялся в воздух 30 августа 1952 года и вскоре получил гордое имя «Вулкан». После серии испытаний его переоснастили более мощными двигателями Armstrong Siddeley Sapphire. Второй прототип, уже с двигателями Bristol Olympus, разбился в 1954 году, но был восстановлен с усиленным фюзеляжем и новыми, более эффективными крыльями с измененной стреловидностью.

Первый серийный Vulcan B.Mk.1 взлетел в феврале 1955 года. Всего было построено 45 таких машин. На вооружение эскадрилий Королевских ВВС они начали поступать в сентябре 1956 года, а полная боеготовность была достигнута летом 1957-го. От начала проектирования до принятия на вооружение прошло около восьми с половиной лет — срок, сравнимый с американским B-52 (9 лет) и меньший, чем у советского Ту-16 (6 лет). На тот момент Vulcan считался лучшим средним бомбардировщиком в мире, превосходя конкурентов по практическому потолку, дальности и скорости. Это превосходство было достигнуто не только за счет передовой аэродинамики, но и благодаря смелому решению — полному отказу от оборонительного стрелкового вооружения, что в середине 1950-х было революционным шагом.
Неожиданное преимущество: малозаметность

В октябре 1957 года Vulcan впервые показали американцам на соревнованиях по бомбометанию. Там выявилось его неожиданное и крайне важное качество — низкая радиолокационная заметность. Гладкие обводы фюзеляжа, отсутствие выступающих антенн, краска, скрывающая заклепки, и общая аэродинамическая чистота делали его отражение на радарах сопоставимым с истребителем. Американские операторы, привыкшие к крупным отметкам от B-36, B-47 и B-52, поначалу не могли идентифицировать Vulcan как бомбардировщик. Этот опыт, как полагают историки, мог подтолкнуть ВВС США к первым исследованиям в области стелс-технологий.
Модернизация и новая роль: Vulcan B.Mk.2

Для реализации потенциала новых, более мощных двигателей Olympus требовалось увеличить площадь крыла. Так в конце 1955 года родился проект Vulcan B.Mk.2. Его крыло получило выраженную крутку и увеличенное удлинение, а для управления использовались элевоны, совмещавшие функции элеронов и рулей высоты. Самолет также получил удлиненную хвостовую часть, усиленное шасси, расширенные воздухозаборники и более совершенное радиоэлектронное оборудование.
Обратите внимание: Неспециальное психологическое оружие Второй мировой войны: биения двигателей немецких двухмоторных бомбардировщиков.
Первый полет новой модификации состоялся в 1958 году, а на вооружение она поступила летом 1960-го. Основным вооружением стала крылатая ракета Blue Steel, хотя ее характеристики считались временным решением.
С появлением у Великобритании атомных подводных лодок с ракетами «Поларис» стратегическая роль бомбардировщиков уменьшилась. Vulcan стали переориентировать на тактические задачи в Европе, осваивая полеты на малых высотах. Это отразилось на внешнем виде: вместо белого противоатомного покрытия появился серо-зеленый камуфляж, а в носовой части — характерный «штырь» радиолокатора огибания рельефа. Помимо ядерного, экипажи тренировались применять и обычные бомбы.
Лебединая песня: Фолклендская война


Истинным испытанием для «Вулканов» стала Фолклендская война 1982 года. Шесть бомбардировщиков были срочно переоборудованы в танкеры для дозаправки в воздухе, а остальные готовились к ударным миссиям. Базируясь на острове Вознесения в 5800 км от цели, они выполняли невероятно сложные 15-часовые вылеты с несколькими дозаправками. Основной задачей было выведение из строя взлетно-посадочной полосы в Порт-Стэнли. Хотя точность бомбометания с большой высоты оказалась невысокой, эти рейды имели большой психологический эффект. Самыми необычными стали миссии с применением американских противорадиолокационных ракет AGM-45 Shrike, которые временно выводили из строя аргентинские РЛС. Один такой Vulcan после успешной атаки, сломав штангу дозаправки, был вынужден совершить вынужденную посадку в Бразилии. Фолклендская кампания стала последней страницей в боевой биографии «Вулканов» — 21 декабря 1982 года последняя эскадрилья была расформирована, и Великобритания, в отличие от сверхдержав, полностью отказалась от парка стратегических бомбардировщиков.
Конструкция и технические особенности

Появление бомбардировщиков серии «V», и Vulcan в частности, изменило расстановку сил в британских вооруженных силах. Если раньше элитой считались флотские офицеры, то с распадом империи и уходом линкоров символом мощи стали белоснежные стратегические бомбардировщики. Пилоты превратились из лихих парней в кожаных куртках в высокооплачиваемых суперпрофессионалов, управляющих сложнейшей техникой. Их подготовка была долгой и дорогой, включая тренажеры и специальные курсы.

Avro Vulcan представлял собой цельнометаллический высокоплан, выполненный по схеме «летающее крыло». Его конструкция позволила избежать сложных и дорогих интегральных панелей. Крыло — двухлонжеронное, с элеронами на законцовках и рулями высоты между ними. На верхней и нижней поверхностях располагались воздушные тормоза. Круглый в сечении фюзеляж вмещал отсек экипажа из пяти человек, носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС, большой бомбоотсек длиной 8,5 м и хвостовой отсек аппаратуры РЭБ. Только пилоты имели катапультные кресла, остальные члены экипажа покидали самолет через люк. Шасси — трехопорное, с уникальной восьмиколесной основной тележкой.

Силовая установка Vulcan B.Mk.2 состояла из четырех ТРД Bristol Olympus 301 тягой по 9100 кгс. Топливные баки размещались в крыле и фюзеляже. Самолет был оснащен совершенным по тем временам бортовым оборудованием: навигационным и бомбардировочным радарами, системой РЭБ, включая станции радиолокационного предупреждения и постановщики помех. Вооружение могло включать до 21 обычной бомбы калибром 450 кг, ядерные свободнопадающие бомбы, крылатую ракету Blue Steel или противорадиолокационные ракеты AGM-45 Shrike.






бомбардировщик Avro Vulcan Англия длинная колонна военная авиация 3 мировая войнаБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Бомбардировщик средней дальности Avro Vulcan.