Для начала, какие требования предъявляются к самолетам 5-го поколения?
1) Значительно снижена инфракрасная и радиовидимость.
2) Возможность летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажных камер, высокая маневренность.
3) Всеракурсная информационная система, позволяющая осуществлять наблюдение за окружающим пространством всеми средствами одновременно, передачу и прием информации, координацию действий с другими летательными аппаратами и другими участниками информационной сети.
4) Многофункциональность – возможность одновременно действовать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям с высокой эффективностью на всех высотах и дистанциях.
5) Автоматизация всех функций и действий, дающих пилоту право принимать решения.
После конкурса на создание ATF (Advanced Tactical Fighter) в 1991 году победу одержала модель, разработанная Lockheed/Boeing/General Dynamics, а именно YF-22:
Прототип заметно отличается от конечного продукта, но в целом узнаваем
Конкурент YF-23 был быстрее, менее заметен, но существенно менее маневренен:
Из-за высоких затрат на разработку пришлось отказаться от бортовых радаров и инфракрасной системы обнаружения (сначала до однодиапазонной, а затем удалить ее полностью), катапультное кресло также было заменено на предыдущую модель.
Считалось, что будет построен и вариант для ВМФ, но ВМФ отказался от программы НАТФ.
В 1992 году второй прототип разбился при взлете из-за ошибки программного обеспечения.
В дальнейшем самолет претерпел значительные изменения, и первый изготовленный экземпляр F-22 увидел свет лишь спустя 5 лет.
Первоначальные планы начать производство самолетов к 1994 году были сорваны: сроки сдвинулись, цена выросла, и к 1996 году осталось всего 648 единиц из ожидаемых 750.
В 1997 году из-за различных проблем с финансированием количество предлагаемых машин сократилось с 648 до 339.
Полномасштабное производство началось в 2001 году, боевую готовность самолет достиг в 2005 году, а в 2006 году завершились учения Northern Edge, в ходе которых 12 F-22 без единой потери поразили 108 противников.
Но цена продолжала расти, и в 2003 году количество самолетов сократилось до 277.
В результате в 2011 году производство было прекращено, всего было построено 195 самолетов, из них выпущено 187.
Окончательная цена изделия с учетом всех затрат на программу составила астрономические 412 миллионов долларов — это самый дорогой истребитель в мире.
Помимо того, что самолет был чрезвычайно дорог в производстве, он был не менее дорогим в обслуживании.
Первоначально время, потраченное на послеполетное обслуживание, составляло 30 часов (из них 17 на полировку стелс-обшивки) при стоимости часа полета в 44 000$? Затем эти цифры выросли до 43 часов технического обслуживания и 68 362 долларов за час полета, что в несколько раз превышает стоимость эксплуатации F-16.
Через каждые 300 часов налета самолет отправляется на ежемесячное техническое обслуживание, треть которого уходит на восстановление противорадиолокационного покрытия; крыши кабин также доставляют много проблем; Срок их службы составлял 40% от проектного (был один инцидент, когда пилота пришлось вырезать из кабины).
В ходе эксплуатации F-22 выяснилось, что производитель схитрил и для прохождения испытаний нанес несколько слоев противорадиолокационного покрытия.
Кроме того, при производстве этого покрытия используются высоковредные вещества, которые влияют на ремонтный персонал, эксплуатирующий самолет.
Помимо того, что покрытие было вредным, оно оказалось очень уязвимым к влаге, маслу и бензину, что привело к длительным послеполетным процедурам полировки кожи.
К недостаткам также можно отнести весьма странную особенность системы подачи воздуха пилоту - непонятно каким образом, но в кабину проникают пары сгоревшего топлива и нагретого масла.
Замечено, что иногда по возвращении на землю пилоты не помнят ни задания полета, ни того, что они делали в воздухе. Сначала заподозрили алкоголь и наркотики, но медицинская экспертиза показала их полное отсутствие и наличие других вредных примесей. Для выявления эффекта «автомобиля, включенного в гараже», несколько F-22 были выставлены снаружи, где они оставались довольно долгое время, но, к сожалению, эффект был обнаружен и в этих машинах.
Впервые проблема была обнаружена в 2010 году после второй катастрофы, в которой погиб пилот (первая случилась в 2009 году, пилот тоже погиб).
При полете на большой высоте разреженный воздух не позволяет пилоту нормально дышать и он пользуется маской. Набегающие потоки воздуха поступают в систему подачи воздуха, где охлаждаются, а затем пилот дышит кислородом. Но из-за того, что вместо кислорода в маску попадают вредные пары...
Капитан Джеффри Хейни, надышавшись дымом из двигателя, не смог переключиться на резервную систему подачи воздуха при выходе из строя основной, потерял сознание из-за нехватки кислорода и пришел в сознание всего за несколько секунд до контакта с землей. Комиссия, проводившая расследование, обвинила пилота.
После этого эпизода проблема так и не была решена; промежуточным «спасением» стали угольные фильтры «удачной конструкции», доставившие проблемы ряду пилотов (угольная пыль оседала в легких); тех, кто осмеливался об этом говорить, лишали полетов под предлогом страха перед F-22.
Теперь перейдем к характеристикам самолета:
F-22 Raptor оснащен двумя мощными двигателями Pratt & Whitney F119 с тягой 116 кН/26 000 фунтов/10 500 кгс в нормальном режиме и 156 кН/35 000 фунтов/15 900 кгс на форсаже.
Эти двигатели позволяют самолету развивать скорость до 2400 км/ч, крейсерская скорость без форсажа – 1900 км/ч, высота полета – более 21 км.
Запасы топлива 8200 кг определяют боевой радиус 760 км, из них на сверхзвуке крейсерского хода 180 км или 850 км без него, перегоночная дальность составляет ок. 3000 км.
8 точек подвески во внутренних отсеках (из них потребуются 2 ракеты малого радиуса) и 4 во внешних, что дает теоретическую максимальную боевую нагрузку чуть более 10 тонн.
Плоские сопла Ф-22 позволяют значительно уменьшить инфракрасный след, но и существенно снизить полезную мощность двигателя (На Т-50 экспериментировали с плоским соплом, но от него было решено отказаться)
Из-за плотного размещения двигателей и плоской формы сопел изменяемый вектор тяги F-22 эффективен только при вертикальном отклонении.
Основным средством обнаружения F-22 является радар APG-77
Количество приемно-передающих модулей - 1956, максимальная излучаемая мощность - 16 кВт, диаметр полотна - 0,813 м, позволяет обнаруживать цели площадью 1 м2 на расстоянии до 240 км и в режиме ограниченной заметности - 190 км с вероятностью 86% (приборная дальность 525 км)
Некоторое время назад появилась информация об использовании новых модулей для АПГ-77, что позволило повысить эффективность (говорят о 400 км, но без уточнения типа цели - так что это скорее всего бомбардировщик или 20 м2 - это результат, достигнутый на МиГ-31 в начале 90-х).
После того как F-22 поступил на вооружение, он оказался неспособен связываться с другими самолетами, так как система передачи данных на нем была вырублена для снижения вероятности обнаружения.
Военных это не очень обрадовало - как выразился один из них, "невидимость стоит штрафа, а геморрой - фунта".
Была разработана специальная авиационная радиостанция, которая позволила бы F-22 передавать и получать данные от других типов самолетов НАТО, но проект оказался нежизнеспособным.
Это в итоге привело к дополнительным затратам на модернизацию значительной части F-22 первого выпуска (в первом полугодии 2015 года деньги на модернизацию всех самолетов выделены не были)
Также на F-22 до сих пор используются старые ракеты Aim-9M (которые выпускались в 80-е годы), более современные AIM-9X2 на F-22 показали меньшую эффективность по сравнению с самолетами 4 поколения и от их установки отказались, начав разработать более глубокую модернизированную версию увеличенной дальности (AIM-9X 20 км и AIM-9X3 35 км).
В 2015 году F-22 наконец-то обучили вести наземную разведку, а не просто бомбить координаты GPS, как это было ранее в Ливии.
спустя 11 лет после поступления на вооружение F-22 он до сих пор не получил шлема с целеуказанием.
Давайте подведем итоги ?
1) F-22 полностью совместим.
2) F-22 полностью совместим.
3) Ф-22 не соответствует.
4) Частично
5) Частично
Источники:
http://www.f-16.net/
http://www.ausairpower.net/
Помимо серии выступлений официальных лиц и видеоматериалов от LockheedMartin, DoD, USAF, GAO, Сената Австралии и Канады.
[моё]Военная техникаАвиацияF-22 RaptorДлинный пост 7 ЭмоцийБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Немного о F-22 и пятом поколении(от 2.Сен.2016).