25 января 1974 года новенький самолет Fokker F28 авиакомпании Turkish Airlines совершил полет по маршруту Измир – Афины – Измир. Полет прошел гладко, и вечером экипаж вернулся в Измир. Следующий рейс в Стамбул только завтра, поэтому экипаж отправился отдыхать в отель. Ночь была холодной, и температура упала до нуля.
Fokker F28 от Turkish Airlines
Ранним утром 26 января в аэропорт прибывают пять членов экипажа. Все чувствуют себя хорошо и без проблем проходят медицинское обследование. На брифинге пилоты изучают карты, погоду по маршруту и знакомятся с грузом самолета. Сегодня на их борту находятся 68 пассажиров. После прибытия к самолету часть экипажа поднимается на борт, а командир остается снаружи и начинает предполетный осмотр самолета. "Отмечений не обнаружено", - пишет капитан под документами и тоже выходит на борт. Предполетная подготовка завершена и пилоты после запуска двигателей выруливают на взлетно-посадочную полосу. Самолет начинает взлетать.
Самолет быстро ускоряется, неохотно отрывается от земли и взлетает. Едва достигнув высоты 10 метров, самолет начинает резко падать влево. Экипаж не понимает, что происходит, и нет времени анализировать это. Высота уже под 5 метров, а скорость критическая. Через секунду самолет задевает взлетно-посадочную полосу левым крылом и сталкивается с землей. От удара топливный бак разрывается, и топливо начинает хлестать. Вспыхивает пожар. Пламя быстро охватило среднюю часть кабины. Горящий самолет скользит по взлетно-посадочной полосе и одновременно разбивается на три части. 73 человека оказались в огненной ловушке, из которой большинству не удастся выбраться. Сломанный авиалайнер наконец останавливается. Но спастись там практически некому.
Свидетели авиакатастрофы прибывают на место крушения, чтобы помочь находящимся на борту людям. Из 68 пассажиров в огне погибли 62. Шестерым удалось выжить. Из членов экипажа выжила одна бортпроводница, но через 2 года она все же скончалась от полученных травм. Семьи погибших получили от страховой компании 50 000 турецких лир в качестве компенсации.
Обломки
Параметрические и диктофоны были обнаружены и отправлены на проверку, однако последние оказались неисправными и поэтому не принесли никакой пользы следствию. В ночь перед полетом температура была 0°C, относительная влажность 95%. Следователи установили, что этих условий было достаточно, чтобы вызвать обледенение крыльев и рулей высоты. Этот вывод подтверждает инцидент, произошедший несколькими днями позже с другим самолетом Fokker F28 в аналогичных условиях. Капитан проявил халатность при предполетном осмотре самолета и не заметил мороза. Также установлено, что разбег планового самолета составил 980 метров, а взлет проходил со скоростью 230 км/ч. Самолет разогнался до 246 км/ч, но затем скорость снизилась до 230 км/ч и самолет начал крениться влево.
Окончательной причиной катастрофы назвали лед на крыльях и слишком большой угол атаки при взлете. Одним из выживших пассажиров оказался летный инструктор, который на следующий день заявил, что самолет преждевременно покинул взлетно-посадочную полосу и в результате заглох. По словам жены капитана, он позвонил ей накануне вечером, 25 января, когда самолет возвращался из Афин. Она утверждала, что он сообщил ей о неисправности в самолете, хотя в бортовом журнале по этому поводу ничего не было сделано.
спустя 16 лет, в 1990 году, выяснилось, что у командира и бортинженера в крови был алкоголь. Министр транспорта и премьер-министр Турции знали об этом, но держали это в секрете, чтобы не потерять «доверие народа» и репутацию Turkish Airlines. Но согласно документам, употребление алкоголя экипажем не стало фактором, способствовавшим катастрофе. На большое количество раненых также повлияло недостаточное количество аварийно-спасательного оборудования в аэропорту. На сегодняшний день эта катастрофа занимает 2-е место (по количеству погибших) в истории самолетов Fokker F28 и 5-е место в Турции.
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]Авиационный инцидентСамолетАэропортПолетГражданская авиацияКатастрофаПилотТурцияАлкогольАвиакатастрофаДлинный пост 2 Donate EmotionБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Турция, алкоголь и иней на крыле.