3 сентября 2010 года. Дубай, Объединенные Арабские Эмираты.
В 18:50 из международного аэропорта Дубая вылетел грузовой Boeing 747 американской авиакомпании UPS. На борту находились всего два человека – командир Дуглас Лампе и второй пилот Мэтью Белл, а также 103 тонны груза, который они должны доставить в Кёльн (Германия). Лампе и Белл считались хорошими пилотами и имели за плечами огромный опыт. Взлет прошел в штатном режиме, и через 21 минуту в воздушном пространстве Бахрейна экипаж сообщил, что достиг эшелона полета 9500 метров. Через 6 часов они приземлятся в Кельне.
Та самая доска
Внезапно в кабине пилота прозвучала пожарная сигнализация. Детекторы дыма зафиксировали возгорание в трюме. Капитан немедленно связался с диспетчером и сообщил о чрезвычайной ситуации на борту. Он, в свою очередь, предложил экипажу экстренную посадку в аэропорту Дохи (Катар). Но, подумав дважды, босс решает последовать обратно в Дубай. Лайнер разворачивается и ложится на обратный курс. При объявлении чрезвычайной ситуации экипаж имеет некоторую свободу выбора курса, высоты и направления полета. Воздушное пространство над Бахрейном очень напряженное, и диспетчеру приходится связываться с экипажами других кораблей, чтобы расчистить путь Боингу 747. В этот момент пилоты активировали систему пожаротушения. Это снижает концентрацию кислорода в трюме, что должно немного приглушить пламя. Экипаж надел кислородные маски и перешел на ручное управление. Сейчас самое время подготовить самолет к предстоящей посадке. Не проходит и минуты, как в кабине вновь звучит сирена. Это означает, что система пожаротушения вышла из строя, и пламя продолжает с огромной скоростью распространяться по самолету.
- Бахрейн, это UPS6, нам нужно выполнить аварийный спуск. На борту пожар.
– UPS6, снижайтесь до эшелона полета 8100 метров.
- Повтори, на какую высоту ты собираешься спускаться?
После надевания масок у пилотов возникли проблемы со связью. В масках есть встроенные микрофоны, и пилотам приходится менять настройки, чтобы они заработали. Приходится включать верхние динамики и регулировать громкость. Это требует времени, но без связи дальнейший полет невозможен. Через несколько минут экипажу удалось установить связь друг с другом и с диспетчером.
Но тут появилась новая проблема. Кабина начала заполняться густым дымом. Капитан запросил дальнейший спуск до 3000 метров и передал штурвал. Но самолет не ответил. Стало понятно, что лифт не слушается. Ситуация на борту ухудшается с каждой секундой, и теперь пилоты не могут управлять самолетом вручную. Единственный вариант — попробовать включить автопилот. Несмотря на дым, командиру удается найти на панели нужную кнопку и включить автоматику. Это дает пилотам возможность снова контролировать паром.
Если экипаж сможет приблизиться к взлетно-посадочной полосе на желаемой высоте и скорости, система планирования курса аэропорта доставит самолет прямо к порогу взлетно-посадочной полосы. Это единственный вариант, при котором самолет сможет безопасно приземлиться. Процедура ввода данных в компьютер требует особой внимательности со стороны пилота. Каким-то чудом второму пилоту удается сделать это в дыму. В связи с тем, что экипаж не видит приборную панель, пилоты просят диспетчера сообщить им основные параметры: высоту, скорость и курс. Но лайнер уже покинул зону радаров в Бахрейне, поэтому передатчик связывается с коллегами в аэропорту Абу-Даби, чтобы предоставить ему обновленные данные о полете.
В этот момент пилоты боролись с другой проблемой. По неизвестным причинам в маске пилота закончился кислород. В задней части кабины была запасная маска, но она была слишком далеко, чтобы капитан мог до нее дотянуться. Теперь он стоит перед выбором: рискнуть жизнью и остаться без кислорода или рискнуть жизнью и покинуть место, чтобы взять маску. Он выбрал второй вариант и передал управление второму пилоту. Прошло несколько секунд, но командир не вернулся.
Второй пилот осознал весь ужас своего положения. Он остался один в горящем самолете. Но Мэтью Белл был опытным пилотом и быстро взял себя в руки. Судно уже давно покинуло зону радиолокационного покрытия Бахрейна и находится в процессе выхода из зоны радиопокрытия. В последнюю минуту диспетчеру удалось передать ему данные о радиочастоте аэропорта Дубая. Но из-за густого дыма Белл не смог правильно настроить радиостанцию. Авиадиспетчеру Бахрейна необходимо срочно решить, как поддерживать с ним связь. Быстро подумав, он связался с экипажем другого самолета, который все еще находился в зоне действия. Этот самолет будет действовать как ретранслятор для передачи сообщений к самолету, терпящему бедствие, и от него.
Как работает реле
Минус этой цепочки в том, что в ней задействовано слишком много людей, поэтому информация дошла до Белла поздно. Также, когда один самолет-ретранслятор выходил из зоны покрытия, диспетчеру приходилось искать другой. Раньше никто не попадал в подобную ситуацию. Этому не учили. До взлетной полосы осталось меньше 5 минут, и теперь второму пилоту фактически приходится писать об аварийных процедурах посадки самолета. Успешный исход зависит от каждой секунды и каждого слова. Помимо того, что информация поступает с опозданием, из-за помех Белл слышит лишь фрагменты слов диспетчера.
Обратите внимание: Неспециальное психологическое оружие Второй мировой войны: биения двигателей немецких двухмоторных бомбардировщиков.
Ожидания больше нет, поэтому он нажимает кнопку, чтобы активировать систему планирования курса, и отправляет самолет прямо на взлетно-посадочную полосу. Но самолет летит слишком высоко и слишком быстро, чтобы уловить сигнал системы. Через несколько секунд единственный шанс на благополучное приземление был потерян.Самолет пролетел над точкой входа планера, поэтому шаттл не получил сигнала. С вышки они наблюдали, как Боинг 747 пролетел строго над взлетно-посадочной полосой. Диспетчеры предложили Беллу развернуть самолет и попытаться приземлиться еще раз, но он отказался. Вместо этого он увеличил вертикальную скорость снижения, и лайнер понесся вниз под крутым углом. При прикосновении он способен выпустить закрылки и выпустить шасси. Однако прозвучавшая в этот момент сигнализация указала на то, что шасси не выпущено. Приземлиться в Дубае теперь было невозможно, но шанс приземлиться в Шардже все еще оставался.
Для этого необходимо повернуть налево по курсу 095˚. Белл попытался ввести эти данные в систему автопилота. Спасение близко и остаётся только повернуть налево и пролететь несколько минут. Тогда автоматика все сделает за него. Но когда он поступил на курс, он допустил ошибку. Все перечеркнула маленькая деталь. Вместо курса 095 Белл ввел курс 195. Разница в одну цифру привела к тому, что самолет отклонился вправо. Белл почувствовал это и отключил автопилот, чтобы вручную скорректировать курс. Но самолет сильно упал. Лифты по-прежнему не подчинялись рулю направления.
Самолет проносится над землей на головокружительной скорости, задевая столбы и здания. Понимая, что он вот-вот умрет, Белл поворачивает направо, прочь от города. Самолет врезался в местную авиабазу в 16 километрах от Дубая. Оба пилота погибли. Командир Дуглас Лампе был женат и имел четверых детей. У второго пилота Мэтью Белла, до последнего боровшегося за самолет, остались жена и четырехлетняя дочь. Авиакатастрофа считается одной из крупнейших в истории Дубая.
Пожар на месте происшествия
Расследование провели эксперты Управления гражданской авиации ОАЭ совместно с американскими коллегами из Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB). Сначала следователи начали собирать мусор. Оба бортовых самописца были найдены в течение 3 дней. Следователи с самого начала знали, что на борту произошел пожар. Осмотрев диктофон, эксперты отметили высокую скорость распространения огня. Это означало, что в самолете было что-то, что послужило топливом для пожара. После этого следователи решили прочесать территорию, которая не входила в официальный район поисков и находилась далеко от места крушения. Так в одном из кустов была найдена литиевая батарейка. Однако она сгорела, как и сам куст.
Обнаружены батареи
Согласно документам, самолет перевозил десятки партий литиевых батарей и бытовой электроники, в которой они использовались. В партии было 81 000 литиевых батарей. Они были чрезвычайно огнеопасны и мгновенно воспламенялись при малейшем повреждении. Эта версия стала самой важной в расследовании. Для его проверки был проведен эксперимент, согласно которому в коробку поместили сотни таких батареек. При нагревании он быстро воспламенялся, а температура горения достигала 1100˚С. Анализ параметрической записи показал, что возгорание началось в трюме чуть ниже кабины. Источник возгорания был установлен довольно быстро. Это были контейнеры, размещенные под площадкой, где проходили основные компоненты электроники, провода и кабели управления.
В этих контейнерах находились литиевые батареи. Когда пилоты получили сигнал, огонь уже горел во всем основном грузовом отсеке, и система пожаротушения не смогла с ним справиться. Система ручного управления самолетом находилась прямо над местом начала пожара. Поэтому при распространении были повреждены узлы ручного управления. К счастью, во время пожара система автопилота была обнаружена. Используя автопилот, экипаж сохранял контроль над лайнером в целом.
Место катастрофы
Огонь продолжал повреждать другие системы, в том числе подачу кислорода к маске капитана и систему управления шасси. Следователи считали, что последствия катастрофы могли бы быть еще более плачевными, если бы не действия второго пилота. Самолет летел прямо в пригород Дубая, но в последний момент пилоту удалось уйти вправо. Также были опасения по поводу пригодности материала, находящегося в трюме самолета. Еще одно испытание было проведено с образцами перевозимого груза. В результате поддон с батареями взорвался, и огонь перекинулся на защитную оболочку. За считанные секунды кожа была разрушена. Это означало, что защитный материал не был безопасным и позволял огню уничтожить важные системы самолета.
Итоговый отчет содержал рекомендации по улучшению детекторов дыма и систем пожаротушения в трюме. После крушения началась разработка и внедрение новых огнестойких контейнеров. В частности, пожарную сигнализацию установили не в трюме большого самолета, а в каждом контейнере. Авиакомпания UPS в знак уважения и памяти погибших коллег также занялась разработкой новых контейнеров, усовершенствованных кислородных масок, а также создала новую систему, обеспечивающую улучшенную видимость в условиях задымления. Катастрофа в Дубае сильно повлияла на всю отрасль грузовой авиации в мире.
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]АвиацияСамолетПолетАэропортДлинный пост 31 Поддержите чувстваБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Второй пилот остался один в горящем самолёте или проблемы из-за батарейки.