От ритуальных центров к первым городам: зарождение цивилизации в Плодородном полумесяце

Это первая часть цикла статей, посвященных истокам и развитию месопотамской цивилизации, зародившейся в долинах рек Тигр и Евфрат.

Исследуя возникновение древних поселений в этом регионе, автор задается фундаментальными вопросами о движущих силах этого процесса. В статье рассматривается классическая теория перехода к оседлости и земледелию, а затем ей противопоставляются новейшие археологические открытия, заставляющие пересмотреть устоявшиеся взгляды.

Цель статьи — не мифологизировать прошлое, а на основе современных данных попытаться понять логику развития первых человеческих сообществ. Ключевое внимание уделяется совокупности культурных, социальных и технологических факторов, которые в синергии привели к качественному скачку — появлению цивилизации.

Но что такое «цивилизация»? Автор предлагает рабочее определение, основанное на нескольких взаимосвязанных критериях:

  1. Высокая численность населения, превышающая размеры типичных племенных групп.

  2. Создание монументальной архитектуры.

  3. Формирование социальной стратификации и иерархии.

  4. Изобретение письменности.

  5. Развитие производящей экономики и масштабное преобразование природной среды (земледелие, ирригация, одомашнивание животных).

Все эти элементы равнозначны и формируют комплексный портрет цивилизованного общества.

Введение: в поисках истоков

Чтобы понять блеск Вавилона и величие Шумера, необходимо углубиться в гораздо более древние пласты истории, к самым корням. Современные методы археологии, геологии и палеоклиматологии позволяют нам «разговорить» эпоху камня и прикоснуться к зачаткам того, что позже расцвело в городах и империях. Наш путь лежит через тысячелетия, к моменту, когда человечество начало свой путь от небольших групп охотников-собирателей к сложным социальным структурам.

Отступление в каменный век

Когда мы слышим «Древняя Месопотамия», воображение часто рисует образы Вавилона времен Навуходоносора II с его знаменитыми воротами Иштар.

Художественная реконструкция ворот Иштар в Вавилоне

Однако это лишь сравнительно поздний этап долгой истории. Чтобы найти истоки, нам нужно отступить гораздо дальше — к концу последнего ледникового периода, около 10 000 года до н.э., когда началось глобальное потепление (голоцен).

Реконструкция температуры по ледяным кернам из центральной Гренландии. Слои льда свидетельствуют об изменении климата.

Традиционная историческая парадигма гласит: потепление климата позволило группам охотников-собирателей в регионе Плодородного полумесяца постепенно отказаться от кочевого образа жизни. Они начали оседать в местах с богатыми ресурсами, одомашнивать растения (пшеницу, ячмень) и животных, изобретать керамику и ирригацию. И лишь затем, на этой экономической базе, стали возможны монументальное строительство и сложная социальная организация.

Именно такую схему долгое время преподавали в учебниках. Однако новые открытия заставляют серьезно пересмотреть эту последовательность.

Новая концепция: культ как двигатель прогресса

Переломным моментом стало открытие в 1990-х годах памятника Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции. Раскопки под руководством Клауса Шмидта показали нечто удивительное: грандиозный культовый комплекс, датируемый примерно 9500–8000 годами до н.э.

Это сооружение, украшенное массивными каменными столбами с искусной резьбой, было создано в эпоху, когда не было ни развитого земледелия, ни постоянных поселений, ни гончарного круга. Общество строителей, судя по всему, оставалось полукочевым и эгалитарным (без выраженной социальной элиты). На территории комплекса не найдено следов жилищ или хозяйственных построек — только свидетельства ритуальной деятельности.

Это опровергает старую модель. Получается, что сначала люди объединились для создания монументального сооружения религиозного назначения, и лишь позже, вокруг таких культовых центров, начался переход к оседлости и производящему хозяйству. Сначала — общая идея и коллективный труд, потом — дом и ферма.

В более поздних слоях Гёбекли-Тепе (около 8000 г. до н.э.) археологи находят свидетельства новых социальных практик, например, особого культа черепов: кости очищали от мягких тканей и покрывали глиной, воссоздавая черты лица.

Хотя смысл этих ритуалов и изображений на столбах до конца не ясен, значение открытия Гёбекли-Тепе огромно. Оно позволяет сделать два ключевых вывода:

  1. Монументальное строительство могло предшествовать и стимулировать переход к оседлости и земледелию, а не наоборот.

  2. Объединяющей силой для разрозненных групп была не экономическая необходимость, а общие религиозные представления и ритуалы.

Первые оседлые поселения: Чатал-Хююк

Следующим важным звеном в этой цепи является поселение Чатал-Хююк в Анатолии (около 7200–5700 гг. до н.э.). Здесь мы видим уже классическую картину неолитического поселения: развитое земледелие, скотоводство, постоянные дома.

Интересно, что и здесь прослеживается преемственность культурных практик. Жители Чатал-Хююка хоронили своих умерших под полами домов, при этом черепа часто отделяли и подвергали той же обработке, что и в Гёбекли-Тепе. Архитектура поселения оставалась относительно однотипной, что указывает на сохранение черт эгалитарного общества.

Карта для ориентировки: расположение ключевых памятников, включая Чатал-Хююк.

Особый интерес представляют культовые находки, например, статуэтка женщины, сидящей между двумя кошачьими хищниками, известная как «Повелительница зверей».

Этот иконографический мотив оказывается удивительно устойчивым. Его отголоски мы встречаем спустя тысячелетия в образах египетской Исиды, семитской Ашеры, арабской Ал-Лат и даже индуистской Парвати.

Исида, Египет, XII век до н.э.

Сивилла, I век н.э.

Ашера, XIII век до н.э.

Ал-Лат, I век н.э.

Парвати-Шива, Индуизм.

Эта преемственность символов через время и пространство показывает глубинные культурные связи, уходящие корнями в неолит.

На подступах к Шумеру: культуры Самарры и Убайда

Непосредственными предшественниками шумерской цивилизации в самой Месопотамии были культуры Самарры и Убайда (VI–IV тысячелетия до н.э.). Их влияние постепенно распространилось по всему региону.

Карта распространения культур Плодородного полумесяца.

Носители самаррской культуры освоили ирригационное земледелие, что стало решающим шагом для жизни в междуречье Тигра и Евфрата. Убайдская культура принесла дальнейшие инновации: гончарный круг, стандартизацию керамики и характерные глиняные статуэтки с рептилоидными чертами.

Пример статуэтки убайдского периода.

Общество убайдского периода, особенно на ранних этапах, еще не демонстрирует ярко выраженного социального неравенства. Однако именно в это время появляются первые монументальные культовые постройки, такие как храм в Эреду. Его архитектурный план с тремя частями, организованными вокруг центрального зала, стал прообразом для будущих месопотамских храмов и зиккуратов.

Таким образом, в Убайде мы видим синтез идей: продолжение традиции культовых центров (как в Гёбекли-Тепе) и развитие технологий оседлого земледелия (как в Чатал-Хююке).

Рождение цивилизации: от Убайда к Шумеру

Около 3700 года до н.э. убайдская культура плавно трансформируется в культуру Урука, с которой и начинается история собственно шумерской цивилизации. Город Эреду, выросший вокруг древнего убайдского храма, шумеры считали первым городом на Земле.

Карта Месопотамии около 4000-3500 гг. до н.э. с расположением древнейших городов.

Преемственность прослеживается и в религиозной сфере: многие божества и мифологические сюжеты шумеров уходят корнями в убайдские верования. Однако теперь, вокруг этих культовых центров, возникают уже полноценные города с развитой социальной иерархией, ремеслами, администрацией и торговлей.

Раскопки города Телль-Хазна, существовавшего на стыке убайдской и урукской культур.

Финальным, решающим изобретением, отделяющим предысторию от истории, стало письмо. Самая древняя из известных клинописных табличек, датируемая около 3300 года до н.э., была найдена в городе Киш.

Древнейшая клинописная табличка из Киша. Ранние знаки еще пиктографические (рисуночные).

Итак, мост от каменного века к первым цивилизациям построен. Путь от ритуальных кругов Гёбекли-Тепе до глиняных табличек Шумера занял несколько тысячелетий, но в нем четко прослеживается логика развития: от объединения ради общей идеи — к созданию постоянных поселений, от освоения земледелия — к формированию сложных социальных структур и, наконец, к изобретению письменности. В следующей части цикла речь пойдет непосредственно о расцвете шумеро-аккадской цивилизации.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Цивилизации в Плодородном полумесяце. Часть 1. Зарождение.