Ту-128: гигант небесного щита СССР

Холодная война стала катализатором невероятных технологических прорывов, особенно в авиации. Появление реактивных двигателей и ядерного оружия превратило небо в новый стратегический фронт. Для защиты своих бескрайних просторов от потенциальных воздушных угроз Советскому Союзу требовался не просто истребитель, а настоящий воздушный страж, способный долго патрулировать отдаленные рубежи. Этим стражем и стал Ту-128 — самый крупный и один из самых необычных перехватчиков в истории.

Кодовое имя «Скрипач»

В классификации НАТО самолет получил обозначение «Fiddler» («Уличный скрипач»). Стоит понимать, что эти коды, присваиваемые потенциальному противнику, носят формальный характер и редко отражают реальные характеристики машины. По стандартам Пентагона, все истребители, независимо от страны-производителя, получают коды, начинающиеся на букву «F».

Рождение гиганта

Работы над созданием уникального перехватчика дальнего радиуса действия стартовали в 1954 году. Изначально проектом занималось ОКБ-301, но после неудачи с первой концепцией все наработки в 1957 году были переданы в знаменитое ОКБ-156 Андрея Туполева. Задача стояла амбициозная: создать самолет, способный автономно защищать малонаселенные, но стратегически важные районы Сибири и Дальнего Востока, где развернуть плотную сеть наземных ПВО было невозможно. Параллельно с платформой создавалось и его вооружение — новейшие всеракурсные ракеты «воздух-воздух» К-80 и мощная радиолокационная станция «Смерч».

Обратите внимание: Самый лёгкий пистолет в мире или маленькая авиационная пушка..

Путь в небо и на службу

Первый опытный образец увидел свет в 1960 году. Уже в марте 1961-го Ту-128 впервые поднялся в воздух, а в апреле того же года впервые преодолел звуковой барьер. После масштабных государственных испытаний, в 1965 году, самолет был официально принят на вооружение войск ПВО СССР. Его производство продолжалось до 1970 года, всего было построено 188 машин. Этот воздушный гигант верно нес боевое дежурство на протяжении четверти века, вплоть до 1990 года.

Технический портрет: размеры и возможности

Ту-128 действительно поражал своими габаритами для класса истребителей: длина более 30 метров и размах крыла около 17.5 метров. Экипаж из двух человек (летчик и штурман-оператор) управлял машиной с максимальной взлетной массой почти 44 тонны. Сердцем самолета были два мощных турбореактивных двигателя АЛ-7Ф-2, которые на форсаже выдавали свыше 10 000 кгс тяги каждый. Это позволяло полностью снаряженному перехватчику с четырьмя ракетами на пилонах развивать скорость до 1660 км/ч, иметь практическую дальность полета более 2500 км и рабочий потолок в 15.5 километров.

Служба и легенды

Ту-128 состояли на вооружении шести авиационных полков ПВО. Из-за своих размеров и сложности управления в документах он часто классифицировался как «воздушный корабль», а его экипажи получали повышенное денежное довольствие. Подробности боевого применения самолета до сих пор во многом засекречены. Известно, что его основной задачей была борьба с автоматическими дрейфующими аэростатами и разведывательными зондами вероятного противника. Один из подтвержденных эпизодов — уничтожение американского аэростата-разведчика в небе над Казахстаном в 1975 году. Ту-128 стал не просто машиной, а символом эпохи — специализированным, мощным и надежным инструментом защиты воздушных границ самой большой страны в мире.

#ТЕХНОЛОГИИ #ОРУЖИЕ #РАЗРАБОТКИ #СССР #ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Ту-128: что из себя представлял самый большой перехватчик Советского Союза.