
В декабре 1997 года, на фоне зимних морозов, между Россией и Вьетнамом была достигнута договоренность о поставке двух истребителей Су-27 для ВВС Вьетнама. Местом назначения была военная база Камрань. Ответственность за эту важную миссию легла на экипаж военно-транспортного самолета Ан-124 российских ВВС. Поскольку истребители находились в Иркутске, маршрут Ан-124 пролегал из Москвы в этот сибирский город.
Роковой вылет
6 декабря самолет прибыл в экспериментальный аэропорт Иркутск-2. Под руководством опытного командира, подполковника Владимира Федорова, экипаж готовился к выполнению задания. План полета предполагал путь из Иркутска во Владивосток, а оттуда — в Камрань. Погодные условия были идеальными, и полет казался рутинным. На борту находились 23 человека: 9 членов экипажа и 14 сопровождающих груз специалистов. В 14:40 самолет начал разбег по взлетной полосе.

Тот самый самолет Ан-124, потерпевший катастрофу.
Цепь катастрофических отказов
Сразу после отрыва от земли, на высоте всего 5 метров, произошел отказ двигателя №3, который полностью остановился через 3 секунды. Прервать взлет уже было невозможно. Ситуация мгновенно усугубилась: вслед за третьим отказал двигатель №2, а затем, из-за возникшего помпажа, остановился и двигатель №1. На высоте 66 метров у гигантского самолета работал лишь один двигатель — №4. Его мощности оказалось недостаточно, чтобы компенсировать потерю тяги и удержать набирающий высоту и скорость лайнер.
Столкновение и пожар
Спустя 35 секунд после начала разбега Ан-124 рухнул на жилой массив. Удар и последовавший взрыв более 100 тонн авиационного топлива привели к мгновенному возгоранию нескольких пятиэтажных домов и близлежащих построек. Масштаб трагедии был колоссальным. Спасатели МЧС, прибывшие на место, проявили невероятное мужество, сумев вывести из огня 27 человек. Некоторые из пожарных знали, что под обломками находятся их родные и знакомые, но продолжали работу. В результате катастрофы погибли все 23 человека на борту самолета и 49 жителей домов — всего 72 человека.

Место катастрофы после падения самолета.
Расследование и противоречивые версии
Расследование инцидента столкнулось с серьезной проблемой: оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были полностью уничтожены. Это навсегда скрыло детали того, что происходило в кабине пилотов в последние секунды полета. В отсутствие однозначных данных появилось множество версий.
Российские эксперты изначально склонялись к версии о конструктивных недостатках двигателей Д-18Т производства украинского предприятия «Мотор Сич». Комиссия рекомендовала заменить двигатели первой серии на более новые. Однако год спустя украинские специалисты выдвинули иную гипотезу, предположив, что причиной могло стать обледенение топливной системы. Эта версия была отклонена Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

Работа спасателей на месте трагедии.
С годами появлялись и другие предположения. В 2014 году генерал-майор авиации Борис Туманов подтвердил версию о помпаже двигателей из-за их низкой газодинамической устойчивости. В 2011 году летчик-испытатель Александр Акименков высказал экзотическую версию о возможном влиянии сотового телефона одного из пассажиров на бортовую электронику. В 2018 году академик Евгений Каблов предположил, что причиной могли стать микроскопические грибки, размножившиеся в авиационном топливе после полетов в тропические регионы.

Последствия катастрофы.
Итоги и память
Окончательный официальный отчет о причинах катастрофы так и не был обнародован, стороны остались при своих мнениях. Государство оказало материальную помощь всем пострадавшим, а 71 семье, оставшейся без крова, были предоставлены новые квартиры. Погибшие офицеры были посмертно награждены орденами Мужества.
«Расследование авиакатастрофы» в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ан-124 упал на дома.