13 сентября 1997 года над водами Атлантического океана произошла трагическая авиакатастрофа, унёсшая жизни 33 человек. Немецкий самолёт Ту-154М, принадлежавший Люфтваффе, выполнял рейс из Бонна в Кейптаун. На его борту находились 10 членов экипажа и 12 военнослужащих с двумя супругами, направлявшихся на морскую регату в ЮАР. Этот лайнер советского производства достался Германии после объединения страны, ранее он эксплуатировался ВВС ГДР. После дозаправки в Нигере самолёт продолжил путь на юг.

В тот же день из столицы Намибии, Виндхука, вылетел американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-141B. Он завершил миссию по доставке гуманитарного груза и военнослужащих и возвращался в США с плановой посадкой на острове Вознесения. На его борту было 9 человек. Согласно плану полёта, американский транспортник занял крейсерский эшелон 350, что соответствует высоте около 10,7 километров.

Американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-141B, аналогичный участвовавшему в инциденте
Роковая ошибка и сбой в управлении
Критическим фактором стало отсутствие на обоих самолётах системы TCAS (Traffic Collision Avoidance System), которая автоматически предупреждает экипажи о риске столкновения. План полёта немецкого Ту-154 предусматривал набор высоты с эшелона 350 до эшелона 390 (примерно 11,9 км). Однако после выхода на первоначальную высоту экипаж не стал выполнять дальнейший набор, оставшись на том же эшелоне, что и встречный американский самолёт. Это было прямым нарушением как собственного плана, так и международных правил эшелонирования для данного направления.
Когда экипажи визуально обнаружили друг друга над океаном, было уже слишком поздно для манёвра. Пилоты Ту-154 попытались уклониться от столкновения, но избежать катастрофы не удалось. Ту-154 врезался в нижнюю часть фюзеляжа C-141B. Произошёл мощный взрыв. Экипаж американского самолёта успел передать сигнал бедствия, после чего обе машины рухнули в океан. Никто из 33 человек на бортах не выжил.

Схематическое изображение маршрутов и точки столкновения воздушных судов
Результаты расследования и выводы
Совместное расследование, проведённое американскими и немецкими специалистами, основной причиной катастрофы назвало ошибку экипажа Ту-154. Немецкие пилоты нарушили правила, оставаясь на неположенном для их курса эшелоне. Кроме того, они не выполнили собственный полётный план по набору высоты.
Расследование также выявило серьёзные системные недостатки в организации воздушного движения в этом регионе Африки. Было отмечено слабое взаимодействие между диспетчерскими службами разных стран. Например, диспетчеры в Намибии не были своевременно проинформированы о маршруте Ту-154 и его входе в их зону ответственности. Также комиссия указала, что указанные в планах эшелоны не полностью соответствовали стандартам ИКАО (Международной организации гражданской авиации).
Эксперты пришли к выводу, что наличие системы TCAS на обоих самолётах с высокой вероятностью позволило бы предотвратить трагедию. Эта катастрофа послужила суровым уроком и привела к решению военных ведомств США и Германии ускорить оснащение своего авиапарка современными системами предупреждения столкновений.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram
https://t.me/rumayday/
[моё]АвиацияСамолетАэропортПолетПилотВоенная техникаПроисшествиеКатастрофаВоенныеТу-154СтолкновениеАварияАвиакатастрофаСШАДлиннопост 2 Поддержать ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ту-154 Люфтваффе столкнулся с американским транспортником.