Сергей Мельников: Герой России, заслуженный летчик-испытатель и мастер палубной авиации

История отечественной авиации богата именами выдающихся людей, чей ежедневный труд и мужество способствовали развитию и совершенствованию самолетов. Среди них особое место занимает Герой России, заслуженный летчик-испытатель Сергей Николаевич Мельников. Эта статья — дань памяти легендарному пилоту.

Сергей Николаевич Мельников — Герой России, звание присвоено 7 марта 1995 года.

Воспоминания друга и коллеги

Александр Юрьевич Гарнаев, Герой России и заслуженный летчик-испытатель, делится своими воспоминаниями о Сергее Мельникове — друге, коллеге и уникальной личности.

«Мы с Сергеем были почти ровесниками и выросли в одном городе — Жуковском, который в те годы был окутан атмосферой секретности и романтики летных испытаний. Наша молодежь шла по одному пути: училась в соседних школах, занималась спортом и с детства мечтала о небе. Мы оба зачитывались историями о легендарных летчиках-испытателях и к окончанию школы четко определили свою цель — поступить в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ). Мы понимали, что главный путь к этой мечте лежит через военное училище и службу в истребительной авиации.

В 1975-76 годах мы проходили строжайший медицинский отбор в военкомате. Из 52 кандидатов прошли только пятеро, и среди них оказались мы с Сергеем, а также наши друзья Борис Кречетов и Игорь Гудков. Мы разъехались по разным училищам: Сергей и Борис — в Ейск, а мы с Игорем — в Армавир. Все мы успешно закончили обучение и в 1981 году вернулись в Жуковский молодыми лейтенантами, полными гордости и надежд.

Через четыре года мне удалось поступить в ШЛИ, и вскоре в моей новой квартире раздался стук в дверь. На пороге стоял Сергей Мельников — он тоже стал слушателем школы! С тех пор мы практически не расставались.

Полтора года учебы в ШЛИ пролетели как одно яркое приключение, наполненное сложнейшими полетами, радостью побед и горечью утрат. Мы осознавали огромную ответственность, но нас переполнял восторг от того, что мы на шаг приблизились к профессии мечты.

После окончания ШЛИ в 1987 году наши пути снова сошлись: мы оба работали в эпицентре испытательной авиации — Сергей в ОКБ Сухого, а я в ОКБ МиГ. Наши аэродромы в Жуковском находились рядом, а командировки в Ахтубинск мы часто проводили вместе.

Испытатель с чувством юмора

Помню один из первых серьезных инцидентов в карьере Сергея. Во время испытаний нового топливного насоса на Су-17 у него в воздухе отказал двигатель. Молодой летчик-испытатель несколько раз пытался запустить его, аккуратно ведя машину к полосе. После благополучной посадки он лишь с улыбкой поинтересовался, почему такие рискованные программы считаются простыми и оплачиваются невысоко.

Юмор был неотъемлемой частью характера Сергея. Он шутил всегда — даже в самых напряженных и опасных ситуациях. Его первая реакция на любые трудности — улыбка, которая могла быть ироничной, доброй или понимающей.

У нас было много общего: взгляды на жизнь, отношение к работе, увлечения. Мы оба увлеклись парашютным спортом, что было редкостью среди летчиков. Каждую зиму мы ездили кататься на лыжах в Приэльбрусье, а потом начали осваивать парапланы. Однажды после неудачного приземления Сергей почувствовал боль в ногах, но прошел несколько километров до лагеря. Только на следующий день рентген показал переломы обеих лодыжек. Но даже гипс не мог остановить его оптимизма и жажды приключений.

Общее увлечение парашютным спортом. На фото слева — С. Мельников, справа — А. Гарнаев.

Мастер палубной авиации

С конца 1980-х годов Сергей Мельников полностью посвятил себя корабельной авиации. Он участвовал в испытаниях палубных самолетов на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» (ранее «Тбилиси» и «Леонид Брежнев»). После первых успехов старших коллег именно на него легла основная нагрузка по отработке методов посадки на палубу, подготовке летчиков и проведению сотен сложнейших полетов.

Он стал первым российским летчиком, совершившим 100, а затем и 200 посадок на палубу авианосца. Каждая такая посадка — это ювелирная работа: самолет заходит на скорость около 250 км/ч, цепляется гаком за один из тросов на крошечной площадке и за секунды останавливается, испытывая колоссальные перегрузки.

Один из самых драматичных эпизодов произошел в Северном море. На авианосце оборвались три из четырех тросов. Ночь, океан, альтернативных аэродромов нет. Сергей Мельников посадил самолет на единственный оставшийся трос, проявив хладнокровие и высочайшее мастерство.

На палубе авианосного крейсера «Тбилиси» (позже «Адмирал Кузнецов») в 1990 году. Слева направо: Токтар Аубакиров, Сергей Белясник, Сергей Мельников, Михаил Шевяков, Александр Гарнаев, Авиард Быстрый.

Признание и испытания

Наш выпуск ШЛИ 1987 года оказался одним из самых выдающихся: из 13 выпускников пятеро стали Героями России. Сергей Мельников получил это звание одним из первых — через семь с половиной лет после окончания школы. В советской и российской традиции это звание присваивали не за единичные подвиги, а за многолетнюю безупречную работу высочайшего уровня сложности.

Но за успехами в карьере скрывались личные испытания. Разрыв с первой семьей, новая любовь, рождение детей — все это происходило на фоне напряженной работы вдали от дома. А потом пришла болезнь. На медосмотре у Сергея обнаружили серьезные проблемы со здоровьем. Врачи предлагали операцию, но после нее продолжать летать на сверхзвуковых истребителях было бы невозможно. Сергей отказался от хирургического вмешательства.

Семь лет он боролся с болезнью, испробовав все возможные методы — от передовой медицины до духовных практик. Он ездил в тибетские монастыри, и после этих поездок друзья не узнавали его: перед ними появлялся помолодевший, полный энергии человек с сияющими глазами. Это было время его духовного восхождения.

И чудо произошло: Сергей прошел все медицинские комиссии и доказал, что его состояние стабильно. Ему разрешили летать. Казалось, высшие силы дали ему еще один шанс — не для забавы, а для выполнения самых сложных и ответственных заданий.

Последние подвиги и прощание

В декабре 2007 года авианосцу «Адмирал Кузнецов» срочно потребовалось выйти в море. У летчиков истекли сроки допуска к ночным полетам и посадкам на палубу. И Сергей Мельников в одиночку выполнил эту задачу: он сажал самолеты на корабль, а затем на вертолете возвращался на берег, чтобы повторить все снова и снова.

Его последней командировкой стала Индонезия в 2009-2010 годах. Полеты там были невероятно интенсивными. Вернувшись, мы с ним планировали горнолыжный отдых, но через несколько дней он сказал, что в этот раз не поедет. Летом 2010 года он позвонил мне поздравить с юбилеем, и в его голосе я услышал прощание. 5 сентября 2010 года Сергей Николаевич Мельников ушел из жизни.

Память о Герое

Сергей Мельников никогда не стремился к славе, несмотря на все свои звания и награды: Герой России, заслуженный летчик-испытатель, кавалер ордена Почета. Друзья звали его просто «Серега». Он был жизнерадостным человеком, увлекался парапланеризмом, ездил на мотоцикле и даже комментировал полеты на авиасалонах МАКС.

В США пилота, совершившего 100 посадок на палубу авианосца, приглашают на прием к президенту. У нас таких асов чтят по-своему. Имя Сергея Мельникова присвоено школе в Жуковском, о нем написаны книги и песни. Он стоит в одном ряду с легендами отечественной авиации: Анохиным, Гринчиком, Амет-Ханом Султаном, Пугачевым и другими.

«За тучами всегда солнце», — любил говорить Сергей Мельников. Его нет с нами уже более десяти лет, но он навсегда остался в памяти друзей, коллег и всех, кто знает историю российской авиации.

«...Ведь летчики не гибнут,
И просто поменяй крылья,
И Господь их считает
В воздушной эскадрилье…»

Хроника жизни

Сергей Николаевич Мельников родился 7 июля 1959 года в Жуковском. В 1977 году поступил в Ейское высшее военное училище летчиков. После службы в строевых частях ВВС в 1986 году уволился в запас. В 1987 году окончил Школу летчиков-испытателей и пришел на работу в ОКБ Сухого. В 1989 году окончил Московский авиационный институт.

Участвовал в испытаниях самолетов Су-17, Су-25, Су-27, Су-33. Освоил и отработал методику посадки на палубу авианосца. Подготовил большое количество морских летчиков. 7 марта 1995 года удостоен звания Героя России. 29 апреля 1999 года поднял в небо и испытал двухместный палубный истребитель Су-33УБ.

С 2001 года — заместитель начальника летной службы Летно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Скончался 5 сентября 2010 года после продолжительной болезни. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Источники:
https://garnaev.livejournal.com/2023/07/07/
https://garnaev.livejournal.com/81936.html?view=comments#com...
https://garnaev.livejournal.com/18700.html
https://garnaev.livejournal.com/81550.html?utm_source=3userp...
https://garnaev.livejournal.com/43769.html
https://nashamoskovia.ru/news-17622/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Сергей Мельников. Памяти Героя.