Почему сон пилотов во время полёта — это нормально и безопасно

Сон пилота во время полёта — это стандартная и регламентированная практика в авиации. Однако ситуация, когда оба пилота засыпают одновременно, считается серьёзным нарушением. Чтобы предотвратить такие инциденты, существуют строгие стандарты и документы, регулирующие работу экипажей.

Особенности работы в российских авиакомпаниях

В этом посте основное внимание уделяется правилам в российских авиакомпаниях, поскольку в других странах нормы могут отличаться, особенно в части режима работы и предельного налёта часов. В России месячный налёт экипажа обычно ограничен 80 часами, но с согласия самого экипажа его могут увеличить до 90. Стоит отметить, что только количество часов — не всегда показатель усталости: можно месяц совершать короткие, но интенсивные рейсы и сильно уставать, даже не набрав большой налёт.

Стандартный экипаж и отдых на длинных рейсах

Обычно летный экипаж состоит из двух человек: командира воздушного судна (КВС) и второго пилота. Однако на длительных и сложных ночных перелётах к ним может быть добавлен третий, дополнительный пилот. В этом случае один из пилотов может спокойно отдыхать в течение части полёта. Конкретные условия для сна определяет авиакомпания: это может быть специальная раскладная кровать в служебном отсеке, выделенное место в бизнес-классе или даже кресло в самой кабине.

Обратите внимание: Ответ на пост «Почему грузовые дирижабли не стали коммерчески успешны?».

На сверхдлинных маршрутах (например, до Кубы, Мексики или Лос-Анджелеса), длящихся до 13 часов, в экипаж могут включить уже четвёртого пилота, что позволяет каждому отдохнуть половину пути.

Контролируемый отдых на рейсах средней продолжительности

А что делать на ночных рейсах средней продолжительности, где нет дополнительного пилота? В таких случаях применяется практика контролируемого отдыха. Одному пилоту разрешается вздремнуть, например, на час, чтобы восстановить силы. Этот сон строго регламентирован. За процессом следит стюардесса, обычно старшая по возрасту и опыту. Бодрствующий пилот обязан каждые 10-20 минут связываться с бортпроводниками, подтверждая, что он в сознании и контролирует ситуацию. Если такой сигнал не поступил вовремя, бортпроводник сначала звонит в кабину, а при отсутствии ответа — заходит лично. Таким образом, в профессиональной авиакомпании с ответственным экипажем оба пилота никогда не спят одновременно. Даже в обычном полёте стюардессы регулярно, каждые 15-20 минут, связываются с пилотами, чтобы убедиться в их нормальном состоянии.

Надеюсь, эта информация поможет людям с аэрофобией меньше беспокоиться о таких деталях, как ночные перелёты. Вы можете спокойно поужинать, откинуться в кресле и наслаждаться отдыхом, пока за вашу безопасность следят профессионалы, чей режим работы тщательно продуман для максимальной надёжности.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ответ на пост «Можно ли пилотам спать "за рулем"».