
В истории авиации случаются курьёзные и одновременно знаковые события. Один из таких эпизодов произошёл во время Второй мировой войны, 28 декабря 1940 года, в лагере 54-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании. В ходе тренировочного полета по отработке манёвров преследования два истребителя Supermarine Spitfire F. Mk.Ia столкнулись друг с другом. Инструктором был знаменитый новозеландский ас Алан Кристофер Дир, который дал своему ведомому, Говарду Сквайру, чёткое указание: «прилипнуть к его хвосту, как клей». Сквайр воспринял команду слишком буквально, что привело к столкновению и серьёзным повреждениям хвостового оперения самолёта Дира. Несмотря на значительные повреждения машин, которые были крайне необходимы для восполнения потерь после Битвы за Британии, оба пилота успешно катапультировались с высоты около трёх километров и не пострадали.
Историческая ценность и реставрация
Особый интерес к этой истории заключается в том, что обломки обоих самолётов были впоследствии обнаружены и признаны пригодными для восстановления. Наибольшую историческую ценность представляет планер самолёта Алана Дира, который, несмотря на сильные повреждения от удара и последующего падения, сохранил свою уникальность — ведь на нём летал прославленный лётчик-ас.
К моменту написания первоначальной статьи один из участников инцидента — самолёт ведомого, упавший с меньшей скоростью, — уже был полностью восстановлен до лётного состояния. Речь идёт о машине с бортовым номером X4650.
От слухов к реальности: завершение истории
Ранее информация о находке и восстановлении второго самолёта, участвовавшего в столкновении, основывалась лишь на слухах из британских газет 2012 года. Существовала надежда, что через несколько десятилетий эта история станет уникальным случаем в практике реставрации авиационной техники: два самолёта из одной эскадрильи, столкнувшиеся в воздухе, будут возвращены к жизни.
Сегодня эти ожидания стали реальностью. В случайном видео на YouTube, посвящённом полётам Британской памятной эскадрильи, был замечен и второй Spitfire — с бортовым номером X4276, пилотируемый Аланом Диром. Машина снова в небе! Примечательно, что даже Википедия на тот момент ещё не успела обновить информацию об этом знаменательном событии.

Именно это видео и запечатлело исторический момент. Теперь остаётся лишь представить, как могла бы выглядеть встреча в небе этих двух «оживших» самолётов, если бы их пилоты-реконструкторы решили воссоздать тот самый эпизод столкновения.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Экспериментальный истребитель Е-8. Самый неизвестный МиГ.