Сила дружбы и воля к жизни: как слепой мальчик стал великим математиком

В одной московской школе произошла тревожная история: ученик по имени Лёва перестал появляться на уроках. Прошла неделя, затем другая, а его всё не было. Поскольку у мальчика не было телефона, одноклассники, следуя совету учительницы, решили навестить его дома. Дверь открыла мать Лёвы, и её печальное лицо сразу насторожило ребят. Поздоровавшись, школьники осторожно поинтересовались, почему их друг пропускает занятия. Женщина с горечью объяснила: «Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию, но она прошла неудачно. Теперь Лёва ослеп и не может ходить без помощи...»

Детская солидарность

Ребята на мгновение замерли, обменявшись взглядами, но затем один из них твёрдо предложил: «Мы будем по очереди приводить его в школу и забирать обратно». Идею тут же подхватили другие: «А мы поможем ему с уроками!» — защебетали они, перебивая друг друга. У матери на глазах выступили слёзы. Она пригласила детей в комнату, где вскоре появился и сам Лёва — с повязкой на глазах, осторожно ощупывающий путь рукой. Только тогда одноклассники в полной мере осознали масштаб несчастья, случившегося с их товарищем. Мальчик с трудом произнёс: «Здравствуйте». И тут со всех сторон посыпались обещания помощи: «Завтра я зайду за тобой и провожу в школу», «Я объясню, что мы проходили по алгебре», «А я — по истории».

Рождение системы поддержки

Лёва, не зная, кого слушать, лишь растерянно кивал. Мать не могла сдержать слёз. Уходя, ребята сразу же составили чёткий план: распределили, кто в какой день будет приходить, кто какие предметы будет объяснять, кто будет сопровождать Лёву в школу и обратно. В классе мальчик, сидевший с ним за одной партой, во время уроков тихо описывал всё, что учительница писала на доске. Как замирал класс, когда Лёва блестяще отвечал у доски! Ребята радовались его успехам даже больше, чем своим собственным. Интересно, что и успеваемость всего класса заметно выросла: чтобы доходчиво объяснить материал попавшему в беду другу, нужно было знать его самому на отлично. И школьники очень старались.

Жизнь вопреки обстоятельствам

Поддержка не ограничивалась учёбой. Зимой Лёву стали водить на каток, а поскольку он очень любил классическую музыку, одноклассники стали ходить с ним на симфонические концерты. Эта невероятная дружба и взаимовыручка помогли Лёве не просто адаптироваться, но и достичь выдающихся высот. Он окончил школу с золотой медалью, затем поступил в институт, где его верные друзья по-прежнему были его «глазами». Продолжив обучение, Лёва стал всемирно известным математиком, академиком — Львом Семёновичем Понтрягиным. Эта история — яркое доказательство того, что физический недостаток не является преградой для гения, а истинная дружба способна творить чудеса.

Научное наследие

Лев Семёнович Понтрягин (1908–1988) — один из крупнейших математиков XX века, академик АН СССР, потерявший зрение в 14 лет. Он внёс фундаментальный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление и, особенно, в теорию управления. Именно Понтрягин является создателем математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит знаменитый «принцип максимума Понтрягина». Его работы и работы его научной школы оказали огромное влияние на развитие мировой теории управления и вариационного исчисления.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Чудом выжившие. Крушение в Андах.