Разработчики легендарного сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 рассматривали его потенциал не только в гражданской авиации. Выдающиеся летно-технические характеристики самолета открывали перспективы для его применения в военных целях, что привело к созданию ряда проектов.
От стратегического ракетоносца к морскому комплексу
Первоначально прорабатывался вариант стратегического ракетоносца, способного нести три баллистические ракеты средней дальности в переоборудованном пассажирском салоне. Для обеспечения длительного дежурства в конструкции даже предусматривалась комната отдыха для экипажа. Однако этот проект был закрыт на стадии эскизов из-за ограничений международных договоров 1970-х годов и отсутствия интереса со стороны командования ВВС.
Более серьезно был разработан авиационный комплекс для нужд Военно-морского флота. Этот проект, получивший обозначение Ту-144МР, сочетал в себе функции дальнего разведчика, целеуказателя и ударного ракетоносца. Его концепция предполагала быстрый выход в удаленные районы Мирового океана, обнаружение корабельных группировок противника и их подсветку для других сил флота — авиации, надводных кораблей и подводных лодок. При необходимости самолет мог нанести удар самостоятельно, оставаясь на высокой скорости и высоте, что делало его крайне сложной целью для перехвата.
Один из вариантов компоновки и основные расчетные характеристики перспективного Ту-144МР.
Техническое оснащение и вооружение
Для ускорения разработки и снижения затрат в проекте планировалось использовать уже отработанные системы. Бортовое радиоэлектронное оборудование, включая радиолокационную станцию и вычислительный комплекс, предполагалось заимствовать у серийного дальнего бомбардировщика Ту-22М. Основным ударным вооружением должны были стать две новейшие гиперзвуковые крылатые ракеты Х-45.
Расчетная скорость ракет Х-45 превышала 7000 км/ч, а высота полета — 30 километров. Такие характеристики на тот момент делали их практически неуязвимыми для любых существующих и перспективных систем противовоздушной обороны и палубных истребителей, таких как американский F-14.
Испытания и причины закрытия проекта
Серьезность намерений подтверждают реальные испытания. Серийные Ту-144 совершали визиты на аэродромы морской авиации — «Североморск-1» и «Оленья» — для проверки возможности их базирования в условиях заполярья.
Посадка сверхзвукового лайнера на аэродром «Североморск-1».
Ту-144 на стоянке аэродрома «Оленья» (Оленегорск).
Несмотря на проработанность, проект Ту-144МР так и не был реализован. Руководство ВМФ выразило обоснованные сомнения в достижении заявленных ОКБ Туполева характеристик. Реальная дальность полета серийного Ту-144 была в 1.5–2.5 раза меньше проектной для военного варианта, также не соответствовали требованиям скорость и высота полета. Дополнительной проблемой виделась сложная и дорогостоящая эксплуатация, связанная с использованием специального азотированного топлива Т-8.
В итоге, задачи, которые должен был решать Ту-144МР, были распределены между другими самолетами марки «Ту»: дальним противолодочным самолетом Ту-142М и ракетоносцем-бомбардировщиком Ту-22М3. Таким образом, амбициозный проект сверхзвукового морского разведчика-ракетоносца остался лишь яркой страницей в истории отечественной авиационной мысли.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ту-144 на службе флота.