16 марта 2005 года самолет Ан-24РВ авиакомпании «Региональные авиалинии» выполнял регулярный рейс по маршруту Уфа — Пермь — Усинск — Варандей — Нарьян-Мар. На его борту находилось 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

Тот же самолет за год и десять месяцев до катастрофы.
Роковая ошибка в условиях «белой мглы»
Полёт проходил в штатном режиме до момента захода на посадку в аэропорту Варандей. В 13:45 по московскому времени экипаж доложил о снижении до 250 метров. Командир воздушного судна сообщил, что визуально наблюдает взлетно-посадочную полосу и готов к посадке. Диспетчер дал разрешение на визуальный заход, что в условиях данного аэродрома уже было нарушением инструкций.
Как позже установило расследование, в условиях так называемой «белой мглы» — оптического явления, когда снежная поверхность сливается с пасмурным небом, лишая пилотов визуальных ориентиров, — экипаж совершил фатальную ошибку. За взлетно-посадочную полосу они ошибочно приняли участок грунтовой дороги, проходившей параллельно настоящей ВПП на расстоянии четырех километров от нее. Летный эксперимент подтвердил, что в подобных метеоусловиях визуальный контакт с полосой на удалении от 20 до 5 километров и на высоте 250 метров был невозможен.
Цепь ошибок и катастрофа
Осознав, по их мнению, что начали разворот на посадку с опозданием, пилоты предприняли резкие и энергичные манёвры для исправления ситуации. Самолет вошел в крутой правый, а затем левый крен. Снижение на последнем участке происходило со скольжением и отклоненным рулем направления. Запись параметров полета зафиксировала резкие, нетипичные для нормального пилотирования движения штурвалом.
Практически одновременно с разрешением диспетчера на посадку в кабине прозвучал сигнал о прохождении высоты 60 метров. На высоте всего 26 метров и скорости 155 км/ч Ан-24 вышел на критические углы атаки и свалился в штопор. Левой плоскостью крыла он ударился о насыпь замерзшего песка, через 30 метров столкнулся с еще одной песчаной грядой, полностью разрушился и загорелся. В результате этой страшной аварии погибли 28 человек: 26 пассажиров и 2 члена экипажа. Еще 24 человека получили тяжелые ранения.

Место катастрофы Ан-24.
Следственная комиссия пришла к выводу, что командир экипажа при заходе на посадку допустил длительное снижение со скольжением и потерей скорости, при недостаточной мощности двигателей и без должного контроля за скоростным режимом. Это привело к сваливанию самолета. Расследование также не исключило, что возможные погрешности в показаниях пилотажных приборов (указателей скорости и угла атаки) могли дополнительно дезориентировать пилотов.

Обломки самолета на месте трагедии.
Вторая трагедия: вертолет с родственниками погибших
Эта история получила невероятное и трагическое продолжение. Почти ровно через год, 11 марта 2006 года, в поселок Варандей направлялся вертолет Ми-8. На его борту находились родственники тех, кто погиб в катастрофе Ан-24. Они летели на церемонию открытия мемориальной часовни, построенной в память о жертвах.
При заходе на посадку над заснеженной, лишенной четких ориентиров местности, в простых метеоусловиях, вертолет неожиданно начал резко терять высоту на малой поступательной скорости. В 1830 метрах от точки предполагаемой посадки Ми-8 ударился о землю носовой частью, перевернулся на правый борт и разрушился. В этой аварии погиб один пассажир. Травмы различной тяжести получили все 3 члена экипажа и 11 пассажиров.

Тот же вертолет Ми-8 за два с половиной года до аварии.
Среди пострадавших во второй катастрофе оказался и пассажир, который уже пережил первую трагедию — Геннадий Спирин. В аварии Ан-24 он получил тяжелейшие травмы: повреждения спинного мозга, ушиб головного мозга и частичную потерю слуха. Невероятно, но во второй раз он отделался переломом ребра и ноги, вновь выжив.
Причиной падения вертолета были признаны ошибки командира экипажа при выполнении посадки. Преждевременное и чрезмерно резкое торможение с большим углом тангажа и уменьшением шага несущего винта ввергло вертолет в опасный режим «вихревого кольца». В этом режиме резко ухудшается устойчивость и управляемость, а скорость снижения возрастает. Последующие несогласованные действия пилотов на малой высоте уже не могли исправить ситуацию и привели к столкновению с землей.
«Расследование авиакатастрофы» в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.