Добрый день, дорогой читатель!
Путешествие на Байкал, где ночное небо открывается во всей своей красоте, вдохновило меня на новое увлечение — астрофотографию. Мне захотелось не просто смотреть на звёзды, а научиться их фотографировать.
С чего начать? Ключевые параметры телескопа
Первым и очевидным шагом стал выбор телескопа. Как фотограф, я понимал важность оптических характеристик. Изначально я воспринимал телескоп просто как большую линзу, но на деле всё оказалось гораздо сложнее.
Два главных параметра любого телескопа — это апертура (диаметр объектива) и фокусное расстояние. Апертура определяет, сколько света может собрать инструмент: чем она больше, тем более тусклые и далёкие объекты становятся доступны для наблюдения. Сразу же пришлось разбираться в типах объективов: ахроматы и апохроматы. Первые доступнее по цене, но могут давать цветовые ореолы (хроматические аберрации) вокруг ярких объектов, например, по краю Луны. Вторые — дороже, но лишены этого недостатка.
Также существуют разные конструкции телескопов. Самые распространённые — рефракторы (линзовые, похожие на длиннофокусный объектив) и рефлекторы (зеркальные, где свет собирает вогнутое зеркало).
Фото с сайта sima-land.ru
Фокусное расстояние — это второй ключевой момент. Оно влияет на увеличение и поле зрения. Если упростить, то короткофокусные модели лучше подходят для съёмки обширных туманностей и галактик (глубокий космос), а длиннофокусные — для детального изучения планет и лунных кратеров.
Первая ошибка: почему важна не только оптика
Свой первый телескоп я купил импульсивно. И уже через неделю был вынужден его вернуть. Проблема была не в самой трубе с линзами, а в монтировке — то есть в подставке, на которой телескоп крепится. Оказалось, что устойчивость всей конструкции критически важна для комфортных наблюдений. Тот телескоп был установлен на лёгкий фотоштатив. Любое, даже самое незначительное прикосновение вызывало долгую вибрацию, из-за которой объект постоянно «убегал» из поля зрения, что невероятно раздражало.
Мой бюджет был ограничен, но хотелось найти что-то достаточно устойчивое и при этом не слишком громоздкое, чтобы можно было брать технику в поездки за город.
А это четыре здания, которые вместе составляют самый большой в мире оптический телескоп (так и называется — Очень Большой Телескоп, VLT). Фото: ESO/G. Hudepohl (atacamaphoto.com)
Из изучения форумов и статей я узнал, что монтировки бывают разных типов: азимутальные, экваториальные, Добсона. У каждой свои особенности. Для серьёзной астрофотографии с длительными выдержками идеально подходит тяжёлая экваториальная монтировка с системой автонаведения или, на худой конец, отдельный астротрекер, компенсирующий вращение Земли.
Второй и, надеюсь, удачный выбор
После нескольких месяцев изучения вопроса я наконец выбрал свою вторую и, как я надеюсь, основную модель. Это рефрактор с апертурой 70 мм, фокусным расстоянием 500 мм на азимутальной монтировке AZ3. Да, этот телескоп в большей степени предназначен для визуальных наблюдений, чем для сложной астрофотографии. Его оптические возможности скромны, но зато монтировка обеспечивает ту самую необходимую стабильность. В ясную ночь с его помощью можно комфортно рассматривать множество объектов: от лунных морей и колец Сатурна до ярких туманностей и шаровых скоплений.
Вот он, новый инструмент для изучения Вселенной. Изображение с сайта sky-watcher-russia.ru
Провести полноценные «полевые испытания» этого чуда техники мне пока не удалось. Я с нетерпением жду ясной погоды и возможности выбраться под тёмное небо, подальше от городской засветки.
В дальнейших планах — приобретение специализированной астрокамеры, так как моя зеркальная фотокамера слишком тяжела для лёгкой монтировки этого телескопа.
Спасибо, что дочитали до конца! Если тема астрономии и астрофотографии вам интересна, буду рад вашей поддержке — ставьте лайк и делайте репост.
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: После поездки на Байкал мне захотелось понаблюдать за небом и заняться астрофотографией.