На одной экзопланете происходит что-то странное

Не все астрономические обсерватории способны обнаружить экзопланету в сотнях световых лет от нас. А тех обсерваторий, которые способны охарактеризовать атмосферу далекого мира и предположить, что внутри них происходят процессы термоядерного синтеза, еще меньше. Одна из таких обсерваторий находится в Чили. Речь идет об Очень Большом Телескопе и его гравитационном инструменте.

Комплекс из четырех оптических телескопов, называемый Очень большим телескопом

Первым, кто понял, что вокруг звезды Hd 206893, находящейся в 125 световых годах от нас, происходит что-то «ненормальное», стал высокоточный спектрограф электронной ячейки Harps. В то время уже было известно, что вокруг нее вращается коричневый карлик Hd 206893B, где заглавная буква «В» подчеркивает, что, учитывая его значительную массу, почти в тридцать раз превышающую массу Юпитера, о планете уже нельзя говорить. Но данные прибора Харпа указывали на присутствие третьего объекта. Подозрение подтвердил космический телескоп Gaia Европейского космического агентства.

Обратите внимание: Путеводитель по Марсу. Все, что нужно знать о Красной планете людям, не имеющим о ней никакого представления.

Теперь пришло окончательное подтверждение: там тоже есть планета. Газовый гигант с массой 12,7 Юпитера, который до сих пор носил название Hd 206893c.

Доказательством этого является инструмент Gravity, который интерферометрически объединил свет NIR, собранный с четырех телескопов VLTI (астрономический интерферометр очень большого телескопа). Это позволило чрезвычайно точно измерить орбитальное положение планеты. Благодаря Гравитации также удалось получить световой спектр атмосферы планеты, что позволило охарактеризовать ее.

Но и это еще не все: проанализировав данные Gravity, астрономы из команды под руководством Саши Хинкли из Эксетерского университета поняли, что большая планета «светится".

На самом деле ничего удивительного здесь нет. Масса планеты составляет около 13 масс Юпитера, что помещает Hd 206893c прямо в переходную зону, где она все еще является планетой, но на ней уже могут происходить термоядерные реакции. Не происходит горения водорода, иначе его можно было бы считать полноценной звездой, но происходит ядерное горение дейтерия. Этот процесс требует гораздо более низких температур.

Орбита коричневого карлика Hd 206893B показана синим цветом, орбита планеты Hd 206893c показана красным

«Открытие Hd 206893c представляет собой важный шаг в изучении экзопланет, поскольку это может быть первое прямое обнаружение одной из экзопланет Gaia», — говорит Хинкли. Он также подчеркивает, что тот факт, что Hd 206893c вращается на расстоянии около 500 миллионов километров от звезды, что примерно на полпути между орбитами Марса и Юпитера относительно Солнца, показывает отличный потенциал таких инструментов, как Gravity.

«Это очень важное открытие, потому что оно показывает, что теперь мы можем напрямую охарактеризовать атмосферу экзопланет даже на орбитах, в два-четыре раза превышающих расстояние от Земли до Солнца".

Источник статьи: На одной экзопланете происходит что-то странное.