В галактике включили свет

В небе мы видим тысячи звезд, но редко задумываемся частью чего они являются. Давайте разберемся.

Чем звезды отличаются от галактик?

Очевидно! Галактики это огромные острова, которые состоят из звезд, как пляж состоит из песчинок. Они излучают свет миллиардов звезд, который мы и видим в ночном небе. В нашей галактике Млечный Путь, например, содержится от 100 до 400 миллиардов звезд. Но задумывались ли вы о том какие звезды мы видим в телескоп?…

Находясь под ночным небом, даже под самым темным, невооруженным глазом мы можем увидеть тысячи звезд, и все они, без исключения, находятся в нашей галактике. А вот звезды других галактик находятся от нас невероятно далеко и поэтому их свет слишком слаб для нашего зрения. Без оптического прибора мы не увидим даже самих галактик, кроме нескольких самых ярких.

Млечный Путь, снятый на астрокамеру с широкоугольным объективом

Попробуем вооружиться любительским телескопом и посмотреть в космос через окуляр. Тогда мы сможем увидеть множество далеких галактик, но отдельных звезд в них мы все равно не разглядим. Пойдем дальше и подключим к телескопу камеру, которая поможет нам накопить много света с помощью выдержки.

Телескоп для визуальных наблюдений (слева) и телескоп для астрофотографии (справа)

Итог уже интереснее: проявляется цвет галактик, структура, детали рукавов, ядра и тусклая периферия. На фотографии видно очень много звезд, но все они в нашей галактике. Разглядеть звезды соседних галактик мы все еще не можем.

Моя фотография галактики Андромеда (M 31). Общая экспозиция 2 часа 20 минут

Сдаваться не надо, способ есть!

Космос не статичен и в нем происходит много разных грандиозных событий. Одно из таких — взрыв сверхновой звезды. Событие в результате которого звезда увеличивает свою яркость на несколько порядков и может стать ярче галактики, в которой она находится. Это происходит в результате катастрофического взрыва звезды, сопровождающегося выбросом вещества в окружающее пространство.

Обратите внимание: Сверхновая 2022hrs в галактике ngc4647 достигла 12,5 m.

Такие вспышки длятся не очень долго — от нескольких недель до нескольких месяцев. Не будем сильно углубляться в физику этого процесса, добавлю только, что такие взрывы вполне закономерны и происходят с большинством звезд. Но для человека, живущего не миллиарды лет, а только один век, наблюдение такого события становится если не уникальным, то достаточно редким случаем.

И совсем недавно нам посчастливилось застать такую вспышку! 16 апреля 2022 года японский астроном-любитель Коичи Итагаки обнаружил сверхновую «2022hrs» в спиральной галактике NGC 4647. Эта галактика размером чуть меньше Млечного Пути и удалена от нас более чем на 50 миллионов световых лет. А это значит, что мы видим галактику в прошлом и сверхновая «зажглась» задолго до появления гоминоидов (человекообразных обезьян) — предков человека. Невооруженным глазом увидеть звезду не получится, но с помощью телескопа и камеры вполне реально. Я убедился в этом сам на астрономическом выезде 6 мая и сделал снимок, на котором видна эта сверхновая.

Мой одиночный снимок галактик M 60 и NGC 4647. Экспозиция 3 минутыНа снимке отчетливо видна сверхновая звезда 2022hrs, которая стала заметна только в апреле 2022 года

В результате подобных взрывов на месте звезды остается вещество, которое разлетается в разные стороны с огромными скоростями. В нашей галактике тоже есть такие остатки, называются они планетарные туманности. Некоторые из них хорошо видны в любительские телескопы и отлично проявляются на снимках.

Мой снимок планетарной туманности Гантель (M 27). Общая экспозиция 1 час 36 минут

Подведем итог

С Земли в любительские телескопы мы можем наблюдать сверхновые звезды в далеких галактиках благодаря их феноменальной яркости. Эти события редкие, но уловимые если следить за новыми астрономическими открытиями и вовремя успеть пронаблюдать открытые сверхновые. А можно заниматься поиском сверхновых звезд самостоятельно и наблюдать их одним из первых. Но это уже совсем другая история.

P.S. На данную тему я обратил внимание благодаря астроному Александру Смирнову, автору сайта Astro Channel. Его видео про наблюдение сверхновой меня очень воодушевило и захотелось зафиксировать это событие самостоятельно. Что и было сделано с успехом!

#космос #сверхновая #звезда #астрономия #хабаровск #сверхновая звезда #галактика

Источник статьи: В галактике включили свет.