Польские ВВС и корейские истребители FA-50: спешная закупка, технические проблемы и сомнительные перспективы

Теория часто расходится с практикой, особенно в вопросах военных закупок. Эта статья исследует ситуацию, сложившуюся вокруг приобретения Польшей южнокорейских истребителей FA-50, и анализирует, насколько эти самолеты соответствуют заявленным задачам.

Поводом для обсуждения послужили громкие заявления польских политиков. В частности, бывший министр обороны Мэтт Блащак, который, уже будучи простым депутатом, продолжает активно обсуждать оборонные вопросы. Причина такого внимания кроется в состоянии польских ВВС, которое можно охарактеризовать как кризисное. Проблемы начались не вчера: после выхода из Организации Варшавского договора в 90-х годах Польша долгое время не получала новые истребители, ограничиваясь покупкой подержанных МиГ-29 у Чехии и Германии, а также небольшим парком Су-22. Ситуация начала меняться лишь с закупкой F-16 в 2004 году.

Спешная сделка на фоне геополитической напряженности

Летом 2022 года, на фоне обострения ситуации на Украине, Польша оказалась перед необходимостью срочно обновить парк истребителей. Несмотря на одобренную в 2019 году заявку на F-35 и подписанный в 2020 году контракт, поставки этих самолетов затягивались. Приняв решение передать свои МиГ-29 Украине, Польша рисковала остаться без современной авиации. В поисках быстрого и относительно дешевого решения Варшава обратила внимание на Южную Корею.

16 сентября 2022 года Министерство обороны Польши подписало контракты с Korea Aerospace Industries на поставку 48 самолетов FA-50 в двух модификациях. Первая партия из 12 истребителей FA-50GF (стоимостью около $700 млн) была доставлена в конце 2023 года. Вторая часть сделки, оцениваемая в $2.3 млрд, включает 36 индивидуально модифицированных под требования Польши FA-50PL, поставки которых начнутся через несколько лет.

Это решение вызвало вопросы у экспертов и общественности: почему был выбран относительно новый и непроверенный в НАТО самолет, а не дополнительные, хорошо освоенные F-16? Генерал ВВС Аланиус Новак пояснил, что закупка американских истребителей — это годы ожидания, тогда как FA-50 можно получить почти сразу, и они в три раза дешевле. Однако, как показывает практика, скупой платит дважды.

Проблемы адаптации и логистический хаос

Стремление польского руководства как можно быстрее заключить сделку привело к тому, что Министерство обороны даже не согласовало технические характеристики с самими ВВС. Пилоты впервые поднялись в воздух на FA-50 16 ноября 2023 года, но уже к началу 2024 года полеты были приостановлены. Официальной причиной назвали отсутствие сертификатов от производителя, но реальная проблема оказалась глубже.

Польские пилоты столкнулись со сложностями при освоении корейской техники. Несмотря на стандартизацию с продукцией НАТО, FA-50 имеет свои особенности. Ситуацию усугубила хроническая неразбериха в военном ведомстве: чиновники «забыли» заказать тренажеры для подготовки пилотов и симуляторы катапультирования. Их поставки ожидаются не раньше 2025 года. Серьезной проблемой стало и техническое обслуживание. Подготовка инженерных кадров — процесс длительный, а отправка самолетов в Южную Корею для ремонта — дорогостоящая и сложная процедура.

Аналогичные трудности Польша испытывает и с другими корейскими закупками, например, с танками K-2. Оказалось, что польские специалисты не готовы работать с такой современной техникой, что потребует многих лет переподготовки.

«Золотой орел» против «Сушки»: сравнение возможностей

Изначально T-50 (базовая модель FA-50) разрабатывался как учебно-боевой самолет и легкий штурмовик. Это совместный проект южнокорейских компаний (Samsung, Hyundai, Daewoo) и американской Lockheed Martin. Самолет оснащен американской авионикой и двигателем General Electric F404-402.

Его вооружение включает 20-мм пушку и до 3000 кг боевой нагрузки на семи точках подвески (ракеты "воздух-воздух" AIM-9, "воздух-поверхность" AGM-65, различные бомбы). Польская модификация FA-50PL получила улучшенное оборудование, включая систему связи Link 16, и боевую нагрузку, увеличенную до 4500 кг.

Однако, сравнивая FA-50 с российскими истребителями поколения 4++, такими как Су-30СМ2 или Су-35С, разница становится очевидной. Российские машины превосходят корейский самолет по ключевым параметрам: скорости (на 500 км/ч), боевому радиусу (на 500 км), практическому потолку, маневренности (благодаря двигателям с управляемым вектором тяги) и весу боевой нагрузки (более 6000 кг против 4500 кг). Радары российских истребителей обладают большей дальностью обнаружения, как и ракеты "воздух-воздух". В гипотетическом противостоянии FA-50 будет уязвим для атаки с дальней дистанции, не имея возможности эффективно ответить.

Историческая параллель и системные проблемы

Ситуация отчасти напоминает историю советского учебного самолета У-2 (По-2) времен Второй мировой войны. Будучи отличным учебным и ночным бомбардировщиком, он не мог на равных сражаться с вражескими истребителями. Так и FA-50, будучи хорошей учебно-тренировочной платформой, вряд ли сможет стать полноценным конкурентом современным многоцелевым истребителям.

Проблема Польши носит системный характер. Помимо авиации, страна имеет на вооружении пять типов танков, четыре типа САУ, пять типов систем залпового огня от разных производителей (США, Южная Корея, Польша, Чехия, СССР/Россия). Такой «зоопарк» техники создает колоссальные логистические и ремонтные проблемы, снижая общую боеспособность армии. Украинский опыт показал, насколько сложно обслуживать разнородную технику, поставляемую из разных стран.

Выводы
Польша, действуя в спешке и руководствуясь сиюминутной экономией, приобрела самолеты, которые:
1. Вызвали серьезные проблемы с освоением и обслуживанием.
2. Не решают задачу качественного усиления ВВС в контексте потенциальных современных угроз.
3. Усугубляют логистический хаос в армии.
Даже после решения кадровых и технических проблем, боевая эффективность двух полков легких истребителей FA-50 против современных российских ВВС остается под большим вопросом. Эта история стала примером того, как политическая поспешность и желание сделать «быстро и дешево» приводят к значительным финансовым затратам без адекватного роста обороноспособности.

Оригинал

Политика Военная техника Самолеты Истребители Польша Длинные посты 39

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Заклюет ли польский «Золотой орел» русскую «Сушку» или подавится?.