Пятое античное Чудо Света. Мавзолей в Галикарнасе. Вечный (нет) памятник Мавсола - правителя Карии

Здравствуйте читатели! Мы уже с вами рассмотрели два античных Чуда Света - Колосса Родосского и Александрийский маяк. К сожалению ни одно из них не дожило до наших дней. В сегодняшнем посте я расскажу вам о пятом Чуде Света - о Мавзолее в Галикарнасе. И прежде чем начать рассказывать непосредственно о Мавзолее - я начну рассказ о человеке, для которого данное Чудо Света и предназначалось.

Мавсол, правитель Карии

Мавсол, сын Гекатомна, происходил из династии, формально подчинявшейся Персидской империи, но фактически стремившейся к полной автономии. Он унаследовал власть над Карией в 377 году до н.э. и на протяжении 24 лет своего правления проводил исключительно тонкую и дальновидную политику. Его правление пришлось на сложный период, когда греческие полисы боролись за независимость, а Персия стремилась удержать контроль над своими западными территориями. Мавсол мастерски лавировал между этими силами, формально оставаясь сатрапом (вассалом) Великого Персидского царя, но при этом ведя себя как независимый эллинистический правитель. Одним из его ключевых решений стал перенос столицы из глубинной Миласы в прибрежный Галикарнас. Сие действие было стратегическим маневром, направленного на укрепление морской торговли, усиление влияния в Эгейском море и создание нового центра власти.

Преобразование Галикарнасса стало делом всей его жизни. Он приказал снести старые кварталы и возвести новый, великолепный город с широкими улицами, мощеными площадями, роскошными храмами и укрепленным акрополем. Мавсол сознательно внедрял греческую культуру, приглашая ко двору поэтов, философов и художников, стремясь представить себя не варварским правителем, а просвещенным эллинистическим царем. Именно в этом контексте и родился замысел мавзолея. Для Мавсола это была не просто будущая гробница, а нечто большее. Мавсол стремился к обожествлению, к тому, чтобы его личность и власть воспринимались как нечто божественное и вечное. И будущий мавзолей должен был стать этим символом, символом вечного величия его и его потомков.

Начало строительство

Строительство началось еще при жизни Мавсола, около 355 года до н.э. Это была обычная практика для эллинистических монархов, желавших лично контролировать создание своего вечного памятника. Мавсол не дожил до завершения своего грандиозного замысла, скончавшись в 353 году до н.э. Однако его смерть не остановила проект, а придала ему новый, мощный импульс. Его жена и сестра Артемисия II, для которой утрата была не только личной, но и угрозой политической стабильности, с фанатичной преданностью взяла на себя руководство работами. Как пишет римский автор Авл Геллий, ее скорбь была столь безгранична, что она, дабы продлить свою память о супруге, «подмешивала прах покойного супруга в своё питьё» , что вероятно и стало причиной её смерти в 351 году до н.э. Для Артемисии завершение мавзолея стало единственной важной целью в жизни, которое должно было увековечить память о ее муже. Она привлекла к работе лучших мастеров эпохи - архитекторов Сатира и Пифея, скульпторов Скопаса, Бриаксиса, Леохара и Тимофея. И, как отмечает Плиний Старший, даже после ее смерти эти великие художники продолжили работу, считая, что это было одновременно памятником его собственной славе и искусству скульптора.

Архитектура Мавзолея

Мавзолей, пятое Чудо Света, представлял собой пирамидальное сооружение высотой около 45 метров, которое визуально устремлялось ввысь. Оно состояло из трех основных ярусов, поставленных друг на друга, что создавало сложный и динамичный силуэт. В основе лежало высокое прямоугольное основание-подиум, или цоколь, облицованное мрамором. Этот цоколь, служивший собственно усыпальницей, где в мраморном саркофаге покоились прах Мавсола и Артемисии, был украшен по периметру знаменитым скульптурным фризом работы приглашенных мастеров.

Обратите внимание: Повествование о памятнике легендарному танку Т-34-85 в детском оздоровительном лагере «Спутник» в Омской области.

Согласно Плинию Старшему - каждый из четырех великих скульпторов работал над своей стороной фриза: Скопас - над восточной, Бриаксис - над северной, Тимофей - над южной, а Леохар - над западной.

На этом мощном основании стоял второй ярус, традиционный греческий храм - периптер, окруженный тридцатью шестью стройными ионическими колоннами. Этот колоннада создавал ощущение легкости и величия, контрастируя с массивным цоколем. Пространство между колоннами было заполнено статуями львов и мраморными фигурами богов и героев. Плиний Старший указывал, что общая протяженность этого колоннады, которую называли «птерон» (крыло), составляла 440 футов (134 метра). Внутри этого храмового яруса, вероятно, находилось помещение для заупокойного культа, где совершались жертвоприношения в честь обожествленного правителя.

А венчала всю эту грандиозную конструкцию третья, самая узнаваемая часть - ступенчатая пирамида, состоявшая из двадцати четырех уступов. Она не только визуально завершала рукотворный памятник, придавая ему устремленность к небу, но и была данью восточным архитектурным влияниям. На самой вершине пирамиды, помещалась колоссальная мраморная квадрига - колесница, запряженная четверкой лошадей. В этой колеснице стояли статуи самого Мавсола и его жены-сестры Артемисии. Эта скульптурная группа, творение архитектора Пифея, была видна далеко с моря и служила главным акцентом всего сооружения.

Гибель Мавзолея

После своего возведения мавзолей простоял в неприкосновенности почти восемнадцать веков, пережив и завоевание Александром Македонским, и римскую эпоху. Он продолжал оставаться одной из главных достопримечательностью Галикарнасса, даже когда город пришел в упадок и превратился в небольшую византийскую крепость. Его слава была столь непреходящей, что, несмотря на повреждения, причиненные, по некоторым данным, землетрясением в IV веке до н.э., он все еще впечатлял современников своей грандиозностью. Однако именно серия мощных землетрясений в XII–XIII веках нанесла сооружению первый сокрушительный удар. Наиболее разрушительное из них, вероятно, случилось около 1404 года, когда рухнула колоннада и знаменитая мраморная квадрига с фигурами Мавсола и Артемисии обрушилась с вершины пирамиды. К XV веку от некогда величественного чуда света остались лишь величественные руины высокого основания и груды мраморных обломков.

Но окончательную точку в «жизни» мавзолея поставили рыцари-иоанниты в 1402 году. Рыцари-иоанниты (госпитальеры), изгнанные с Родоса, обосновались в Галикарнассе, который они назвали Бодрумом, и начали строить напротив гавани мощную крепость Святого Петра для защиты от набегов турок-османов. Строительство требовало огромного количества качественного камня, и взоры рыцарей естественным образом обратились на античные руины. Сначала они использовали камень из старых городских построек, но когда этот ресурс иссяк, они добрались до фундамента мавзолея. Мраморные плиты облицовки и фризов раскалывались и обжигались в печах для производства извести - так бесценные рельефы работы Скопаса и Леохара превращались в обычный строительный материал.

Но история мавзолея на этом не окончилась....

Наследие

В 1846 году была организована экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона, задачей которой было найти остатки легендарного Чуда Света. Ньютон, будучи опытным сотрудником музея, подошел к задаче с методичной тщательностью. Еще до получения официального разрешения от османских властей он провел предварительную разведку, и именно стены средневекового замка Святого Петра в Бодруме подсказали ему местонахождение руин. Вмурованные в крепостные стены в качестве обычного строительного материала великолепные мраморные блоки и фрагменты скульптур, в том числе изваяния львов, не оставляли сомнений для него - он нашел место последнего пристанища Мавсола.

После получения разрешений начались масштабные раскопки, которые увенчались обнаружением бесценных артефактов, позволивших восстановить облик одного из Семи чудес Света. Среди самых значимых находок были величественные и прекрасно сохранившиеся статуи самого Мавсола и его супруги Артемисии, а также колоссальное, двухметровое в диаметре, мраморное колесо от квадриги, которая венчала вершину сооружения. Особый восторг у исследователей вызвали фризы с изображением «Амазономахии» - битвы греков с амазонками, авторство которого приписывается Скопасу или его мастерской. Отдельной, почти детективной историей стало извлечение двенадцати таких мраморных плит из стен крепости. Для этого британскому послу в Константинополе пришлось вести долгие и щекотливые переговоры, сопровождавшиеся, по некоторым сведениям, немалыми «подарками» османским чиновникам, чтобы получить разрешение на их вывоз.

Подавляющее большинство этих бесценных свидетельств античного величия, включая статуи правителей, фризы и детали колесницы, и по сей день хранятся в Британском музее в Лондоне. Что же касается самого места раскопок в Бодруме, то сегодня оно представляет собой музей под открытым небом, где от былого Чуда Света остался лишь фундамент, фрагменты каменной кладки, остатки ступеней и колонн.

На этом и заканчивается мой рассказ про легендарное пятое Чудо Света. В следующий раз я вам расскажу про четвертое Чудо Света - про Храм Артемиды Эфесской.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

P.S2 Любители «цивилизации» - вы знаете что делать)

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Пятое античное Чудо Света. Мавзолей в Галикарнасе. Вечный (нет) памятник Мавсола - правителя Карии.