Средневековый учёный Николай Орезмский назвал Туринскую плащаницу подделкой ради прибыли

В научном журнале Journal of Medieval History было опубликовано исследование, раскрывающее самое раннее из известных письменных свидетельств, ставящих под сомнение подлинность Туринской плащаницы. Об этом сообщает ресурс Phys.org.

Свидетельство XIV века

Авторы исследования обнаружили текст, принадлежащий перу уважаемого нормандского мыслителя XIV века Николая Орезмского (Nicole Oresme) — будущего епископа Лизьё, известного своими работами в области математики, астрономии и философии. В одном из своих трактатов он прямо называет плащаницу, хранившуюся в то время во французской деревне Лире, «очевидной подделкой», созданной священнослужителями с целью извлечения прибыли.

Орезмский писал, что не обязан верить тем, кто утверждает о чудесах, поскольку духовенство часто вводит людей в заблуждение ради пожертвований. В качестве яркого примера такого обмана он приводит «саван Господа», который выставлялся в Лире. Позднее именно этот артефакт станет известен всему миру как Туринская плащаница.

Исторический контекст находки

Обнаруженный документ датируется примерно 1370-ми годами, что делает его на несколько десятилетий старше знаменитой жалобы епископа Труа Пьера д'Арси (1389 год), который также обвинял клириков в фальсификации реликвии.

Николай (Николь) Орем, или Николай Орезмский (до 1330, Нормандия — 11 июля 1382, Лизьё, Франция) — выдающийся французский философ, натурфилософ, математик, механик, астроном и теолог. Его научные труды оказали значительное влияние на таких мыслителей, как Николай Кузанский, Коперник, Галилей и Декарт. В 1348 году он впервые упоминается в документах Парижского университета. Позже, в 1350-х годах, он преподавал в Наваррской коллегии, а с 1356 года получил звание grand maitre. Орезмский пользовался благосклонностью королевской семьи и был воспитателем дофина, будущего короля Франции Карла V. В 1377 году он был избран епископом Лизьё, где и прожил до конца своих дней.

Что такое Туринская плащаница?

Туринская плащаница — это льняное полотно размером 4,37 на 1,11 метра, на котором видно негативное изображение обнажённого бородатого мужчины в полный рост. Часть верующих считает, что этим полотном был обёрнут тело Иисуса Христа после распятия, а изображение является его отпечатком.

Научный взгляд на артефакт

Современные исследования также ставят под сомнение подлинность плащаницы. Например, анализ отпечатков, похожих на кровь, проведённый в 2018 году, показал, что их не могло оставить тело, завернутое в ткань. Исследователи установили, что пятна содержат оксид железа, однако вопрос о том, как именно они образовались и являются ли они кровью, остаётся открытым.

В Новой католической энциклопедии отмечаются несоответствия в изображении на плащанице. Контуры рук и лица, включая глазницы, чётко выражены, в то время как участки, которые должны были плотно прилегать к телу (например, ягодицы), едва заметны. При этом морщины и другие неровности ткани на изображении не отражены. Делается вывод, что правая рука намеренно удлинена, чтобы прикрыть гениталии, что соответствует представлениям о «благочестивой скромности» более позднего периода. Также отмечается, что изображение соответствует иконографическому стилю византийского периода, тогда как ранние христианские изображения в римских катакомбах представляют Иисуса безбородым.

Новое исследование

Статья, в которой представлено свидетельство Орезмского, озаглавлена «A New Document on the Appearance of the Shroud of Turin from Nicole Oresme: Fighting False Relics and False Rumours in the Fourteenth Century». Её автором является Николя Сарзо (Nicolas Sarzeaud).

В своей работе Сарзо цитирует Орезмского, который рассуждает о природе слухов (fama) и чудес. Учёный пишет, что многие простые люди утверждают о различных явлениях, но при этом сами их не видели. Даже образованные клирики, по его словам, часто не могут подтвердить источник своей информации. Орезмский заключает: «Мне не нужно верить любому, кто заявляет: „Кто-то совершил для меня такое чудо“, потому что многие священнослужители таким образом обманывают других, чтобы получить пожертвования для своих церквей. Это явно тот случай с церковью в Шампани, где, как говорили, хранился Саван Господа Иисуса Христа, и с почти бесчисленным множеством тех, кто подделал подобные вещи и другие».

Николя Сарзо является научным сотрудником Академии Вилла-Медичис де Франс в Риме и Фонда научных исследований. Его диссертация 2021 года о культе Плащаницы Христа между XIV и XVI веками была опубликована под названием «Les Suaires du Christ en Occident».

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Туринская плащаница. Западный мыслитель 14 века Николай Орезмский о Туринской плащанице.