Среди интернет-публики весьма распространена байка о том, что якобы гренландские скандинавы не ели рыбу вовсе, и это стало причиной их вымирания. Это заблуждение родилось из некорректной интерпретации реальных археологических данных, которые затем были растиражированы в популярной литературе, например, в работах Джареда Даймонда. Действительно, ранние раскопки в Гренландии, сфокусированные на анализе костных останков в центральных зонах крупных усадеб (как, например, усадьба Эрика Рыжего в Братталиде), показали шокирующе низкий процент рыбьих костей (менее 1% от общего числа находок). На этом основании был сделан поспешный вывод о существовании некоего «культурного табу» на поедание рыбы. Однако давайте по порядку. Откуда вообще викинги к западу от Скандинавского полуострова и как у них вообще дела с рыбой?
Как вам известно, эпоха викингов (охватывающая период с конца VIII до середины XI в), стала временем не только военных походов, но и масштабной колонизации новых земель. Освоение скандинавами дальних островов вроде Фарерских, Исландии и Гренландии являтся одной из самых впечатляющих страниц в истории мореплавания. За миграциями и основанием поселений стояли не только политические амбиции, но и суровые экономические реалии, а также сложившиеся кулинарные традиции, в которых особая роль отводилась рыбе и морепродуктам. Археологические и генетические исследования последних лет позволяют реконструировать эту картину с удивительной точностью (о чём у меня уже было однажды).

Так по мнению художника Оскара Вергеланда происходила высадка скандинавов в Исландии
Массовая миграция норвежцев в Исландию началась после 872 года, когда король Харальд Прекрасноволосый силой объединил Норвегию под своей властью. Многие знатные семьи, не желавшие подчиняться королю, отправились на поиски новых земель. Согласно историческим данным, до 930 года в Исландию переселилось от 20 000 до 30 000 норвежцев. Они везли с собой предметы быта, семена и домашний скот, а их основными занятиями стали рыболовство, земледелие и скотоводство. Генетические исследования показывают, что исландские колонисты были неоднородны. Анализ 16 древних геномов из Исландии, датируемых 950–1100 годами, свидетельствует, что, наряду со скандинавами (в основном норвежцами), в заселении острова участвовали выходцы с Британских и Оркнейских островов. Один из образцов (VK95) несет гаплогруппу, характерную для Ирландии, а другой (VK123), обладая ближневосточной гаплогруппой, аутосомно оказался типичным жителем Северной Европы, что говорит о сложных путях миграций.

Колонизация Гренландии стала следующим шагом скандинавской экспансии. Около 982–985 годов исландец Эрик Рыжий, приговоренный к изгнанию за убийство, достиг берегов неизвестной земли . Проведя в изгнании три года, он вернулся в Исландию с рассказами о «Зеленой стране» (Гренландии), желая привлечь переселенцев . В 986 году флотилия из 25 кораблей с примерно 700 людьми на борту отправилась к новым берегам. До цели добрались лишь 14 кораблей с 400 колонистам. Исследования показывают, что в период расцвета в гренландских поселениях могло проживать до 6000 человек.
Было основано два основных переселенческих района – Восточное поселение (исл. Eystribyggð) с около 190 хуторами, 12 церквями и монастырями и Западное поселение (исл. Vestribyggð) с примерно 90 хуторами и 4 церквями. Экономика колонии базировалась на скотоводстве и торговле ценными товарами: моржовой костью, гагачьим пухом, шкурами и рогами нарвала . Раскопки усадьбы Эрика Рыжего в Братталиде показали, что там содержалось около 50 коров, что значительно превышало средний показатель для скандинавского хозяйства того времени.

Руины поселения викингов
Теперь что касается пресловутой рыбы. Вообще-то рацион викингов был сбалансированным и разнообразным, чему способствовали земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Скандинавы не были дикими варварами, желавшими только того, чтобы всадить топор в чью-либо голову (хотя такое и случалось). Они выращивали ячмень, овес и рожь, из которых делали муку для лепешек и каш.
Обратите внимание: Почему НАТО захотели свой Т-80БВМ.
Их огороды давали капусту, репу, лук, горох и бобы. Из мяса домашнего скота (коров, овец, коз, свиней) они готовили себе блюда, а из молока производили сыр, творог, масло и скир – густой йогурт, который употребляли с ягодами и мёдом.Рыба также играла в их рационе ключевую роль, составляя до 25% рациона. Археологические находки в Исландии, Норвегии и на Шетландских островах показывают, что рыбьи кости составляют от 50% до 95% всех костных останков. Викинги ловили треску, лосося, пикшу, которых коптили, солили и сушили. Сушеная треска могла храниться годами и была идеальным продуктом для долгих морских походов и торговли . Анализ ДНК средневековой трески подтверждает существование обширных торговых сетей, связывавших разные части Европы.

А это уже современная реконструкция поселения. Обратите внимание на сушильни
Однако как уже отмечалось в начале, самым поразительным аспектом гренландской колонии является отношение её жителей к морским ресурсам. Несмотря на то, что поселения располагались на побережье, а рыбы было в изобилии, археологи обнаружили шокирующе мало следов её потребления. В Восточном поселении рыбьи кости составляют не более 0,7% от всех костных останков. Это контрастирует не только с Исландией и Норвегией, но и с соседями-инуитами, которые активно питались рыбой. При этом не было найдено и рыболовных снастей — грузил, крючков или сетей.
Вот именно этот феномен и не имеет рационального объяснения, особенно с учетом того, что колония в Гренландии пришла в упадок и исчезла к концу XV века, столкнувшись с ухудшением климата и голодом. Ученые, такие как упомянутый Джаред Даймонд, выдвигают психологическую гипотезу: дескать изначально мог возникнуть временный запрет на употребление рыбы, например, из-за серьёзного отравления, которое пережили первые колонисты во главе с Эриком Рыжим. Со временем этот запрет превратился в устойчивое пищевое табу, символ идентичности, отделявший цивилизованных гренландцев от рыбоедов Исландии и Норвегии, а также от диких инуитов. Нежелание отказаться от этой традиции, даже перед лицом голодной смерти, стало одной из причин коллапса колонии.

Вот вам для примера традиционный норвежский стокфиш (stockfish)
Однако новые исследования кардинально меняют картину. Применение современных методов, в частности химического анализа стабильных изотопов в костях самих викингов, дало сенсационные результаты. Изотопы азота и углерода, накапливающиеся в тканях организма на протяжении жизни, неумолимо свидетельствуют: по мере того, как гренландские норманны жили в колонии поколение за поколением, рыба занимала все более важное место в их рационе. Например исследования, проведенные под руководством ученых из Университета Копенгагена, анализировали костный коллаген из скелетов на кладбище в Восточном поселении. Данные показывают, что у первых колонистов диета действительно была основана на продуктах животноводства (говядина, баранина). Но уже к XIV веку изотопные сигналы у населения становятся идентичными сигналам морских хищников. Это доказывает, что морепродукты, в первую очередь рыба, составляли к этому времени от 50% до 80% их белкового рациона.

И, поверьте, объёмы производства стокфиша могут быть весьма впечатляющими
Так откуда же взялся миф? Всё дело в методологии раскопок и сохранности артефактов. Мелкие рыбьи кости (например, от трески) легко разрушаются, их могут съедать собаки или свиньи, и они часто просто не замечаются при грубой перекопке. Кроме того, основная разделка и потребление рыбы могли происходить не в парадных залах, а на берегу, в специальных сезонных лагерях или на кухнях, которые реже становятся объектом пристального изучения. Раскопки таких периферийных зон действительно начинают находить следы активной рыболовной деятельности.
Если статья Вам понравилась - можете поблагодарить меня рублём здесь, или подписаться на телеграм и бусти. Там я выкладываю эксклюзивный контент (в т.ч. о политике), которого нет и не будет больше ни на одной площадке.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Почему викинги не ели рыбу?.