Переселение нагайбаков на Новую линию: как возникли Париж, Кассель и Фершампенуаз на Урале

История нагайбаков — это путь народа, который сумел сохранить свою самобытность, несмотря на испытания и принудительные переселения. Одним из ключевых событий в их судьбе стало массовое переселение 1840-х годов, когда центральной группой нагайбаков были основаны новые поселки с необычными для Урала названиями: Париж, Фершампенуаз, Кассель, Требия и Остроленский.

Переселение: цифры и факты

В 1842–1843 гг. казаки 3-го и 5-го кантонов были переселены в Новолинейный район. Всего это было 2 877 человек, из которых 1 250 являлись выходцами из Нагайбакской и Бакалинской станиц.

Существует несколько версий распределения переселенцев по поселкам:

по данным Ф. М. Старикова:

- 350 человек отправились в Фершампенуаз,

- 300 — в Париж,

- 200 — в Требию,

- 200 — в Кассель,

- 200 — в Остроленский;

по данным Оренбургской духовной консистории:

- 370 человек оказались в Фершампенуазе,

- 300 — в Париже,

- 220 — в Требии,

- 160 — в Касселе,

- 210 — в Остроленском.

Несмотря на расхождения в цифрах, ясно одно: нагайбаки составили основу новых поселений.

«В дикую степь, на верную смерть»

Переселение проходило крайне тяжело. Многие семьи и даже целые станицы отказывались покидать родные места. Люди не хотели ехать «в дикую степь, на верную смерть». Вместо года, как предполагалось, переселение растянулось на несколько лет.

Нагайбачка С. И. Вдовина вспоминала, как это происходило:

«Подростки 14–15 лет гнали скотину: табуны лошадей, отары овец, стада коров. За живностью на телегах ехали женщины с детьми малыми, скарбом».

Многие потомки нагайбаков подчеркивают, что переселение носило скорее принудительный характер.

История непокорного сотника

Особо запомнился случай с сотником Нагайбакской станицы Петром Семеновичем Маметьевым. Он отказался уезжать. По приказу военного губернатора В. А. Перовского его доставили в Оренбург. Там Маметьев вновь подтвердил: покидать родину он не будет.

За это его разжаловали, заковали в цепи и под конвоем отправили в Фершампенуаз. Там он прожил всю оставшуюся жизнь, но остался символом непокорности. Его потомки до сих пор с гордостью рассказывают о его стойкости и большом хозяйстве, оставленном в старой станице.

Новые поселки и помощь переселенцам

Несмотря на трудности, нагайбаки основали новые села. Каждое хозяйство получало поддержку от государства:

- по 5 пудов пшеницы,

- по 4 пуда ржи,

- по 2,5 пуда ячменя,

- по 30 фунтов гороха,

- по 20 фунтов проса.

Кроме того, за счет казны выдавались плуги, бороны, косы и другие инструменты. Семьи с детьми получали единовременное пособие в размере 14 рублей. Для строительства дома разрешалось вырубить 70 деревьев.

Каждому мужчине выделялось по 30 десятин земли.

Обратите внимание: OBRUM PL-01 - поляки пытаются создать совершенно новую конструкцию БМП.

Поселки строились на расстоянии одного конного прогона (25–30 км) друг от друга.

С одной стороны, центральная группа столкнулась с утратой прежнего хозяйства и трудностями освоения новых земель. С другой стороны, нагайбаки самостоятельно создали собственные поселки, состоявшие почти полностью из людей одной среды — переселенцев-казаков-новокрещен.

Три имени одного села

Интересно, что каждое селение имело сразу три названия:

- номерное — при создании Новой линии,

- нагайбакское — по названию селений в Белебеевском уезде, откуда они прибыли,

- официальное.

Например:

Кассель - назывался Килей и № 1,

Остроленский - Сарашлы и № 2,

Фершампенуаз - Илек и № 3,

Париж - Яшаул и № 4,

Требия - Нугайбек и № 8.

Старшее поколение до сих пор использует «старые» имена и рассказывает о них на праздниках и встречах.

Рост численности

К 1879 году нагайбаки основали еще один поселок — Астафьевский. Его населили жители из Касселя и Фершампенуаза. Село назвали в честь оренбургского губернатора и наказного атамана М. И. Астафьева.

К этому времени численность нагайбаков центральной группы достигла 5 135 человек (2 551 мужчина и 2 584 женщины).

Самым крупным был Фершампенуаз (638 мужчин и 621 женщина), самым малым — Астафьевский (201 мужчина и 191 женщина).

Парижские казаки. Начало XX в. Архив музея с. Париж

Соседи и культура

Новая линия была заселена преимущественно русскими, но нагайбаки сохраняли свою самобытность. Каждый нагайбакский поселок находился в подчинении станицы, в которой проживали русские казаки: Кассель и Остроленский относились к станице Верхнеуральской, Фершампенуаз и Астафьевский — к Березинской, Требия — к Наваринской, Париж — к Великопетровской. Мужчины активно общались с соседями, хорошо знали русский язык, но дома предпочитали говорить на своем. Женщины же почти не владели русским и оставались верны традиционному укладу.

Русские тоже перенимали язык нагайбаков. В 1880-е годы среди 5 000 нагайбаков жило всего около 200 русских, и многие из них хорошо знали нагайбакский язык.

Отношения были уважительными: русские спокойно отдавали дочерей замуж за нагайбаков. Хотя некоторые священники отмечали: нагайбаки все равно оставались особой, обособленной группой.

Калмыки среди нагайбаков

В связи с упразднением Ставропольского калмыцкого войска вместе с нагайбаками на Новую линию переселили и калмыков — 1 743 человека (2 358 душ обоего пола). Но им запрещалось селиться отдельно: их распределяли небольшими группами среди русских и нагайбаков.

Например, в Кассель отправили 29 калмыков, в Остроленский — 19, в Париж — 32.

Через 40 лет их численность сократилась вдвое — до 1 204 человек. Нагайбаков же стало в 4 раза больше. В начале XX века в нагайбакских школах учились сотни детей, а калмыков — всего несколько.

Постепенно калмыки почти растворились среди этнического большинства. Сегодня многие жители нагайбакских сел даже не знают, что их предки когда-то жили рядом с калмыками.

Итог переселения центральной группы нагайбаков

Переселение центральной группы нагайбаков в 1840-х годах стало переломным моментом. Народ потерял старые земли, но смог создать новые поселки, сохранить язык и традиции. А названия Париж, Фершампенуаз или Кассель на Южном Урале до сих пор напоминают о непростом пути, который прошли нагайбаки.

Подробнее о разделении нагайбаков на группы и о том, как они получили свое имя и новые земли можно узнать из ранее выложенного поста:
Как нагайбаки получили свое имя и новые земли: история переселения XIX века

Материалы для поста были взяты из источника: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. - 424 с.

🔔 Подписывайтесь на наш проект "Медиа о нагайбаках | КМН РФ", чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбаков.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Переселение нагайбаков на Новую линию: как возникли Париж, Кассель и Фершампенуаз на Урале.