Вы когда-нибудь слышали выражение «безумная Грета»? Речь идёт не о современной фигуре, а о персонаже европейского фольклора, чья история родилась из народного стремления к справедливости и силе духа. Её образ, в отличие от Тиля Уленшпигеля, менее известен широкой публике, хотя они — современники, жившие в Нидерландах в XVI–XVII веках.

Тенирс Давид Младший (1610–1690). «Безумная Грета»
Образ в искусстве: от Брейгеля к Тенирсу
Первым художником, обратившимся к этому сюжету, был великий Питер Брейгель Старший. Его трактовка настолько мрачна и аллегорична, что мы не станем её здесь приводить — её лучше искать самостоятельно, чтобы полностью прочувствовать атмосферу. Более поздняя, но не менее выразительная версия принадлежит кисти Тенирса Давида Младшего, созданной столетием спустя. Его картина сочетает в себе жуть и гротеск, напоминая иллюстрацию к народной сказке.
Легенда о Грете, зашедшей в ад
Согласно преданию, Грета была женщиной, чья жизнь состояла из сплошных испытаний: войны, нищеты, голода, болезней, жестокого мужа-пьяницы и потери детей. Однажды она потеряла свою единственную сковородку. Зная из слухов, что в аду черти жарят грешников на сковородах, Грета отправилась прямо в преисподнюю. Её обыденные страдания оказались сильнее адского ужаса — она разогнала нечистую силу, отобрала подходящую сковородку и даже прихватила другую утварь, после чего вернулась домой. Эта история — метафора невероятной стойкости простого человека, для которого земные муки оказались страшнее ада.
Обратите внимание на саблю в её руке — деталь, странная для женщины.
Этот элемент может отсылать к военной культуре того времени. Кстати, о традициях: «Дембельский аккорд». Это интересное явление существовало в армии, по крайней мере, во времена СССР.
Появление такого оружия на картине неслучайно — её созданию предшествовала опустошительная Тридцатилетняя война (1618–1648), в которую была втянута почти вся Европа.
Аугусто Феррер-Далмау Ньето. «Битва при Рокруа»
Контекст эпохи: Тридцатилетняя война
Эта война имела уникальный характер. Армии формировались не по национальному признаку, а из наёмников самых разных национальностей и вероисповеданий, часто — обнищавших горожан и крестьян. Солдат присягал не государю, а воинскому знамени. Контрактная система позволяла по истечении срока службы перейти в ряды противника. Война была просто «работой», и эта работа калечила души.

Аллегорические изображения Тридцатилетней войны на гравюрах того времени
Наёмники, движимые жаждой наживы и безнаказанностью, проявляли чудовищную жестокость: сжигали деревни, убивали скот, раскапывали могилы в поисках ценностей и охотились на укрывавшихся в лесах крестьян. К этому кошмару добавлялись эпидемии чумы и голод, доводившие людей до отчаяния.

Себастьян Вранкс (1573–1647). «Мародёрствующие солдаты»
Отражение в литературе и рождение легенды
Ужасы той эпохи ярко описаны в романе Ханса Гриммельсхаузена «Симплициссимус», хотя это чтение не для детей. Более доступным и оптимистичным отражением схожих событий (восстания Нидерландов против Испании) является роман Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Именно на фоне таких невыносимых страданий и родилась история о безумной Грете — женщине, чья жизнь была настолько тяжка, что она осмелилась бросить вызов самому аду. Её безумие — это метафора предельного отчаяния, превращающегося в невиданную силу.
Журнал «Лучик» на «Вайлдберриз» и в «Озоне». Подписка на сайте Почты России.


Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Кто такая безумная Грета?.