История нагайбаков — это история народа, проявившего невероятную стойкость и сумевшего сохранить свою уникальную культуру, несмотря на вынужденные переселения и суровые испытания. Одним из самых значимых и драматичных событий в их судьбе стало массовое переселение в 1840-х годах, в результате которого на карте Южного Урала появились поселки с удивительными, «европейскими» названиями: Париж, Фершампенуаз, Кассель, а также Требия и Остроленский.
Цифры и факты великого переселения
В период с 1842 по 1843 год на территорию Новолинейного района были переселены казаки 3-го и 5-го кантонов. Общая численность переселенцев составила 2 877 человек, причем ядро этой группы — 1 250 человек — составляли выходцы из Нагайбакской и Бакалинской станиц.
Исторические источники приводят разные данные о распределении людей по новым поселкам:
Согласно записям историка Ф. М. Старикова:
- 350 человек направились в Фершампенуаз,
- 300 — в Париж,
- по 200 человек — в Требию, Кассель и Остроленский.
Документы Оренбургской духовной консистории указывают:
- 370 человек в Фершампенуазе,
- 300 — в Париже,
- 220 — в Требии,
- 160 — в Касселе,
- 210 — в Остроленском.
Несмотря на расхождения в цифрах, очевиден главный факт: именно нагайбаки стали основоположниками и главными жителями этих новых поселений на границе империи.
«В дикую степь, на верную смерть»: драма переселения
Процесс переселения был крайне тяжелым и воспринимался народом как трагедия. Многие семьи и целые станицы отказывались покидать обжитые места, справедливо опасаясь неизвестности и лишений. Вместо запланированного одного года переселение растянулось на несколько лет из-за сопротивления людей.
Воспоминания нагайбачки С. И. Вдовиной ярко рисуют картину того трудного пути: подростки гнали скот — табуны лошадей, отары овец, стада коров, а за ними на телегах, нагруженных скарбом, ехали женщины с маленькими детьми. Многие современные потомки переселенцев подчеркивают, что это мероприятие носило в большей степени принудительный, а не добровольный характер.
Символ сопротивления: история сотника Маметьева
Особенно показателен случай с сотником Нагайбакской станицы Петром Семеновичем Маметьевым. Он открыто отказался подчиниться приказу о переселении. По распоряжению военного губернатора В. А. Перовского его доставили в Оренбург, где Маметьев вновь подтвердил свой отказ покидать родину.
За неповиновение его разжаловали, заковали в кандалы и под конвоем отправили в один из новых поселков — Фершампенуаз. Там он и прожил остаток жизни, став для своего народа живым символом стойкости и непокорности. Его потомки до сих пор с гордостью рассказывают об этом поступке и о большом хозяйстве, которое их предок был вынужден оставить на старом месте.
Освоение новых земель и государственная помощь
Несмотря на все трудности, нагайбаки сумели не только выжить, но и основать новые села. Государство оказывало переселенцам материальную поддержку. Каждое хозяйство получало продовольственный паек:
- 5 пудов пшеницы,
- 4 пуда ржи,
- 2,5 пуда ячменя,
- 30 фунтов гороха,
- 20 фунтов проса.
Кроме того, за казенный счет выдавались необходимые для ведения хозяйства инструменты: плуги, бороны, косы. Семьям с детьми полагалось единовременное пособие в 14 рублей. Для строительства дома каждой семье разрешалось вырубить 70 деревьев. Каждому мужчине выделялся земельный надел размером в 30 десятин. Поселки строились на расстоянии одного дневного конного перехода друг от друга (примерно 25–30 км).
Таким образом, с одной стороны, центральная группа нагайбаков столкнулась с потерей нажитого имущества и тяжелым трудом по освоению целинных земель. С другой — они получили возможность создать компактные поселения, состоявшие почти исключительно из людей одного круга — казаков-новокрещен, что в дальнейшем способствовало сохранению их идентичности.
Три имени одного поселка: номерное, родное и официальное
Любопытной особенностью новых селений было наличие у каждого из них сразу трех названий, отражавших разные этапы их истории:
- Номерное — присваивалось при создании Новой линии.
- Нагайбакское (или «родное») — переносилось с прежнего места жительства в Белебеевском уезде.
- Официальное — закрепленное в документах, часто в честь европейских сражений.
Например:
- Кассель также назывался Килей и № 1,
- Остроленский — Сарашлы и № 2,
- Фершампенуаз — Илек и № 3,
- Париж — Яшаул и № 4,
- Требия — Нугайбек и № 8.
Старшее поколение до сих пор в быту использует «старые», родные названия, передавая эту память на праздниках и семейных встречах.
Рост и развитие нагайбакских поселений
К 1879 году нагайбаки основали еще один поселок — Астафьевский, названный в честь оренбургского губернатора и наказного атамана М. И. Астафьева. Его заселили жители, вышедшие из Касселя и Фершампенуаза.
К этому времени численность центральной группы нагайбаков значительно выросла и достигла 5 135 человек (2 551 мужчина и 2 584 женщины). Крупнейшим поселением был Фершампенуаз (1259 жителей), самым малым — недавно основанный Астафьевский (392 человека).

Парижские казаки. Начало XX в. Архив музея с. Париж
Соседство с русскими и сохранение самобытности
Новая линия в целом заселялась преимущественно русскими казаками, но нагайбаки сумели сохранить свой уникальный культурный облик. Каждый нагайбакский поселок административно подчинялся русской станице: например, Кассель и Остроленский относились к Верхнеуральской, а Париж — к Великопетровской.
Мужчины, активно участвуя в казачьей службе и хозяйственной жизни, хорошо знали русский язык. Однако в домашнем кругу предпочитали говорить на родном нагайбакском (татарском) языке. Женщины же, чей мир был больше ограничен домом и семьей, часто почти не владели русским, оставаясь главными хранительницами традиционного уклада, языка и фольклора.
Интересно, что происходил и обратный процесс: русские соседи, которых в нагайбакских поселках было немного (около 200 человек на 5000 нагайбаков в 1880-е годы), часто перенимали язык и обычаи местных жителей. Отношения между общинами были в целом уважительными, заключались смешанные браки, хотя священники и отмечали определенную обособленность нагайбаков.
Судьба калмыков-переселенцев
Вместе с нагайбаками на Новую линию были переселены и калмыки Ставропольского войска (около 1 743 человека или 2 358 душ обоего пола). Однако им не разрешалось селиться отдельными поселками; их небольшими группами распределили среди русских и нагайбакских семей.
Так, в Кассель отправили 29 калмыков, в Остроленский — 19, в Париж — 32. Спустя 40 лет их численность сократилась почти вдвое, в то время как число нагайбаков выросло вчетверо. К началу XX века в нагайбакских школах учились сотни детей, а калмыцких — лишь единицы. Постепенно калмыки практически полностью ассимилировались среди окружающего населения, и сегодня многие жители этих сел даже не подозревают о таком соседстве в прошлом.
Итоги и значение переселения
Переселение центральной группы нагайбаков в 1840-х годах стало судьбоносным и переломным моментом в их истории. Народ потерял свои исконные земли, пережил тяжелейший путь и трудности обустройства на новом месте. Однако, проявив невероятную волю к жизни и сплоченность, нагайбаки не только выстояли, но и создали новые процветающие поселки.
Самым ярким символом этого непростого пути стали необычные названия на карте Южного Урала. Париж, Фершампенуаз и Кассель — это не просто географические точки, а живые напоминания о resilience (устойчивости) народа, сумевшего в чуждых условиях сохранить свой язык, культуру и самосознание.
Подробнее о разделении нагайбаков на группы и о том, как они получили свое имя и новые земли, можно узнать из ранее выложенного поста:
Как нагайбаки получили свое имя и новые земли: история переселения XIX века
Материалы для поста были взяты из источника: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. - 424 с.
🔔 Подписывайтесь на наш проект "Медиа о нагайбаках | КМН РФ", чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбаков.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Переселение нагайбаков на Новую линию: как возникли Париж, Кассель и Фершампенуаз на Урале.