Проиграл Китаю? Теперь ты тоже Китай
В прошлый раз я, надеюсь, доказал тезис о бесконечной экспансии Китая всю свою историю. Тем не менее, пытливый читатель заметил, что Китай рос не только на юг, но и на север. Закономерный вопрос - а что же было там?

Обратите внимание на рост Си Цзиньпина (175 см) - этнического ханьца пекинского происхождения. Средний рост ханьцев к северу от Хуанхэ сегодня достигает 175-178 см. В Южном Китае - к югу от Янцзы - средний рост обычно составляет 165-170 см.
Хуася зародились в середине II тыс. до н. э. в чрезвычайно суровых условиях. К югу от них находились древние аустрические цивилизации, чьи городища - а, по сути, полноценные города-государства номового типа - ровесники шумерам и древним египтянам. К северу же активно развивались не-сино-тибетские культуры, находившиеся на одном уровне развития - агрессивные, склонные к экспансии и завоеванию климатически и географически более лакомых мест.

Карта археологических раскопок, где находят памятники шанской материальной культуры.
Государство Шан - первая известная династия хуася. Это было невероятно военизированное общество, руководимое вождями-полководцами, чья общинная армия выставляла на поле боя хорошо дисциплинированные пешие подразделения. Государственность была связана с тысячелетним опытом использования бронзы - китайские цивилизации в настоящий момент являются единственными из найденных, которые перешли к Бронзовому веку минуя Медный (возможно, он был, просто стал настолько краткосрочным, что покамест его выделить не удаётся). При этом бронзовые орудия труда и оружие - достижения как раз цивилизаций Янцзы, тогда как хуася (древние предки китайцев) заимствовали их, чем и пользовались для побед над северянами.
Вообще, лучший исследователь шанского военного дела - г-н А. В. Варенов. Конспектируя его труды, я сохранил следующее: отсутствие мечей (активное использование копий, клевцев, луков, стрел), широкое одоспешевание воинов (шлемы, доспехи, щиты), применение попарно снаряженных боевых колесниц с конными лучниками, а также глубоких построений (12 воинов в шеренге, 36 шеренг). Между подобными "когортами" существовал промежуток в 15-25 метров, а тактическое руководство осуществлялось отсоединённым от основной армии командованием.
Как вы понимаете, применению южных технологий и собственной выучки северяне ничего противопоставить не могли.

Карта археологических находок материальной культуры Западной Чжоу.
Эпоха Западной Чжоу (12-8 вв.) характеризуется тотальной экспансией хуася на север. Это связано с предшествующим нашествием жунов - не-сино-тибетских народов.
Обратите внимание: Китайцы создали танк спроектированный в СССР.
В настоящий момент существует дискуссия на тему происхождения жунов, но отечественная синология условно (потому что споры идут по сей день) согласилась с их индоевропейским происхождением. Их расселение очень сложно обнаружить, но, судя по имеющимся письменным источникам, они взяли хуася в полукольцо - сами хуася сражаются с жунами и на западе (Верхнее течение Хуанхэ), и на севере (к северу от Хуанхэ), и на востоке (Нижнее течение Хуанхэ). Войны не прекращались ни на одно поколение, но наибольшего успеха в борьбе с ними достиг Му-ван (965-928 гг. до н. э.) Следующие поколения ванов также сражались с жунами, что завершилось в правление Ю-вана (781-771 гг.), который женился на жунке из рода Шэнь.То есть... Китайцы обожают расписывать свои победы и очень не любят описывать свои поражения. У нас нет оснований полагать, что они победили жунов. Однако взаимный культурный обмен и начавшиеся высокородные браки демонстрируют, что жуны влились в синосферу - переняли высокую китайскую культуру.

Период Восточного Чжоу (8-3 вв., если искусственно соединить этот период с Эпохой Воюющих царств).
Если взглянуть на политическую карту Китая, то нужно заострить внимание на трёх важных для данной статьи государствах - Цинь, Цзинь и Янь (белое, оранжевое и красное).
Цинь и Цзинь - это военизированные бедные, некультурные государства. Восточные царства относились к ним свысока. Несмотря на то, что сами китайцы не любят про это писать в хрониках, нет ни одного исследователя, который бы не отрицал высочайший жунский фактор в этих царствах. Так, Цинь и Цзинь имели очень высокую жунскую долю населения, а Янь был буквально не-китайским (не-хуася) царством.

Одно из самых могущественных государств Эпохи Воюющих царств - Цзинь - распалось на Чжао, Вэй и Хань. Самое любопытное здесь то, что даже по отдельности все эти три царства были крайне могущественными.
Когда Цинь Шихуанди объединил срединные государства в одно единое Срединное государство - в Китай - он получил крайне недовольное население. В прошлой статье я уже рассказал, во что вылилось недовольство чусцев и вусцев, но на самом деле яньцы и цисцы точно так же не признавали верховную власть хуанди - тиранические законы нового монарха регулярно приводили вчерашних повстанцев на стройку Великой Китайской стены. Здесь надо добавить, что Великая Китайская стена во многом опиралась на цзинньско-чжаоские Длинные стены времён Эпохи Воюющих царств - уже тогда жунско-хуасясское население Северного Китая отчётливо отделяло себя от степняков. И, ясное дело, имело тех соседей, от которых хотело защищаться.
На протяжении истории подобный путь проходило всякое общество к северу от Китая. Сюнну, сяньби, тобгачи, тюрки, чжурчжэни, монголы, маньчжуры - все они имели свою, подчас очень специфическую историю. Но жуны были первыми, поэтому их историю я и хотел рассказать. На их примере мы ясно видим путь северного народа.
-
Осознание себя полноценной этнолингвистической общностью.
-
Экспансия на юг, встреча с жёстким сопротивлением со стороны северокитайского населения.
-
С целью противостояния с китайским населением на китайских территориях происходит адаптация к китайскому образу жизни.
-
Встраивание в логику китайской глобальной межцивилизационной политической жизни - перенятие "правил общежития", в том числе - письменности, языка культуры, градостроения и так далее.
-
Борьба с другими китайскими государствами за гегемонию в синосфере, последующий распад этнолингвистического единства и имущественное расслоение, выделение внеэтнической имперской знати.
-
Население завоевателей встраивается в китайскую цивилизацию. Общины - к хуася-ханьским-китайским общинам, знать - к китайской знати.
-
В рамках единой общекитайской цивилизации формируется политически единое государство, внутри которого продолжают жить вчерашние завоеватели.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Победил Китай? Теперь ты тоже Китай.