История Китая — это не только история его коренного народа хуася, но и история множества северных народов, которые, вступая с ним в контакт, в конечном итоге становились его частью. Этот процесс можно описать как «китаизацию» или культурную ассимиляцию, где победитель и побеждённый часто менялись ролями в долгосрочной перспективе.
Древние истоки: хуася и их соседи
Цивилизация хуася, предков современных китайцев-хань, зародилась в середине II тысячелетия до н.э. в суровых условиях бассейна реки Хуанхэ. Их окружали развитые культуры: на юге — древние аустрические цивилизации с городами-государствами, а на севере — агрессивные и воинственные не-сино-тибетские народы, стремившиеся к экспансии.

Интересно, что даже сегодня в антропологическом облике северных ханьцев можно увидеть следы древних взаимодействий. Средний рост жителей Северного Китая (к северу от Хуанхэ) составляет 175-178 см, что заметно больше, чем у южан (165-170 см). Это может быть косвенным свидетельством многовекового смешения с более высокорослыми северными соседями.
Военная машина Шан и первые столкновения
Первое известное государство хуася, Шан (XVI-XI вв. до н.э.), было крайне милитаризированным. Его армии отличались высокой дисциплиной, использовали бронзовое оружие (технологию, заимствованную у южных цивилизаций долины Янцзы), боевые колесницы и сложные построения. Против такой организованной силы северные кочевые и полукочевые племена, которых китайские хроники называют «жунами», долгое время не могли устоять.

Карта археологических раскопок, где находят памятники шанской материальной культуры.
Эпоха Чжоу: экспансия и ответный натиск жунов
В эпоху Западной Чжоу (1046-771 гг. до н.э.) хуася активно расширялись на север. Однако это вызвало мощный ответный натиск жунов. Судя по источникам, жуны (происхождение которых многие учёные связывают с индоевропейскими народами) взяли государства хуася в полукольцо, атакуя с запада, севера и востока. Войны шли непрерывно.
Китайские хроники с гордостью описывают победы своих правителей над жунами, но умалчивают о поражениях. Кульминацией этой борьбы стала история последнего вана Западной Чжоу, Ю-вана (781-771 гг. до н.э.), который… женился на знатной жунке. Этот династический брак красноречиво говорит о том, что жуны не были просто разгромлены. Они стали мощным политическим и культурным фактором.

Карта археологических находок материальной культуры Западной Чжоу.
Ассимиляция: от врагов к «китайцам»
В последующий период Восточного Чжоу и Эпоху Воюющих царств (VIII-III вв. до н.э.) процесс интеграции жунов в синосферу (китайскую культурную сферу) стал очевиден. На политической карте того времени выделяются три мощных северных государства: Цинь, Цзинь и Янь.

Политическая карта периода Восточного Чжоу. Северные государства Цинь, Цзинь и Янь имели сильное не-хуасяское (жунское) влияние.
Цинь и Цзинь, хоть и считались «варварскими» и некультурными с точки зрения восточных царств, имели огромную долю жунского населения. Янь и вовсе изначально был не-китайским государством. Именно эти «полуварварские» царства, переняв китайские технологии управления, письменность и культуру, стали самыми могущественными военными державами. Позже царство Цинь, вобравшее в себя многие северные традиции, и объединило весь Китай под властью Цинь Шихуанди.
Обратите внимание: Китайцы создали танк спроектированный в СССР.

Распад могущественного царства Цзинь на три государства — Чжао, Вэй и Хань — в эпоху Воюющих царств.
Объединённый Цинь Шихуанди Китай столкнулся с сопротивлением не только южан (чусцев), но и северян — яньцев и цисцев, чьи предки ещё недавно были жунами. Многие из них оказались на строительстве Великой Китайской стены. Ирония истории в том, что эта стена во многом строилась на основе более древних укреплений, которые возводили как раз эти «китаизированные» северные царства для защиты уже от новых кочевников — своих вчерашних степных сородичей.
Универсальный путь северного народа
На примере жунов, первых, кто прошёл этот путь, можно выделить универсальные этапы интеграции северных народов в китайскую цивилизацию:
Этническое самоопределение. Формирование осознанной этнической общности.
Экспансия на юг. Столкновение с ожесточённым сопротивлением оседлого китайского населения.
Адаптация. Чтобы эффективно воевать на китайской территории, завоеватели начинают перенимать элементы китайского образа жизни и военной организации.
Культурная интеграция. Глубокое встраивание в китайскую политическую и культурную систему: принятие письменности, языка администрации, градостроительных стандартов.
Борьба за гегемонию. Ассимилировавшиеся северяне начинают бороться с китайскими государствами за лидерство в регионе, что ведёт к распаду их племенного единства и появлению новой знати.
Слияние с китайским обществом. Простые общинники смешиваются с китайским крестьянством, а знать — с китайской аристократией.
Становление частью империи. В рамках единой китайской цивилизации и государства бывшие завоеватели окончательно становятся китайцами, часто составляя элиту новой династии.
Этот цикл, начатый жунами, в дальнейшем повторяли сюнну, сяньби, тюрки, монголы и маньчжуры. Каждый из этих народов вносил свой вклад в китайскую культуру, генофонд и государственность, а сам безвозвратно растворялся в массе ханьского населения. Таким образом, Китай часто побеждал не на поле боя, а в тигле истории, превращая своих самых ярых противников в своих же строителей и защитников.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Победил Китай? Теперь ты тоже Китай.