torbovaДореволюционные посты 
Продолжаю цикл рассказов о жизни дореволюционных городов. На очереди Оренбург.

Основание и становление города
История Оренбурга началась в 1734 году с составления «Привилегии городу Оренбургу» Иваном Кириловым. Официальной датой основания считается 31 августа 1735 года, когда у слияния рек Орь и Яик была заложена крепость. Однако место оказалось неудачным, и город дважды переносили, окончательно обосновавшись на нынешнем месте в 1743 году. Уже в 1744 году Оренбург стал центром обширной губернии. Его уникальный колорит формировался под влиянием местных казаков, башкир и казахов, которых в то время часто называли киргизами.

Взгляд военнопленного: Симон Рюппель, 1812-1813 гг.
Одними из первых подробных описаний края стали мемуары военнопленного Симона Эдуарда Рюппеля, попавшего в плен в 1812 году. Он описывал Оренбургскую губернию как обширный, но бедный регион, где основное население составляли казаки, башкиры, армяне и русские. Главными товарами были лошади, овцы курдючной породы, мед и воск. Путь до города пролегал через пустоши, а ночлег часто находили лишь в почтовых конюшнях.

Сам Оренбург, увиденный пленными, предстал живописным городом с заснеженными крепостными стенами и зелеными куполами церквей. Перед въездом их встретили казачий чин и адъютант губернатора, свободно говорившие по-французски и пообещавшие улучшить условия содержания.

Войдя в крепость через разводной мост и темные ворота, пленные отметили военную оживленность и отличное состояние караульных будок, что напомнило им немецкий гарнизонный город.

Губернатор, князь Волконский, предстал в их описании дружелюбным старичком с длинной косой и припудренными волосами, одетым по моде времен Екатерины Великой. Он обладал в губернии абсолютной, но, по мнению Рюппеля, незлоупотребляемой властью. Автор мемуаров отмечал хорошее отношение местных дворян, которые приглашали его в гости. Однако историки советуют относиться к таким рассказам с долей скепсиса, так как пленные могли приукрашивать свое положение.

Оренбургские казаки с верблюдами, 2-я пол. XIX века
Город середины XIX века: воспоминания И.Ф. Бларамберга
Более обстоятельную картину оставил И.Ф. Бларамберг, служивший в Оренбурге с 1841 года. Он описывал город как настоящий военный центр, наполненный офицерами всех чинов: линейной пехотой, казачьей артиллерией, оренбургскими и уральскими казаками, башкирами и киргизами. При военном губернаторе Перовском собрался блестящий круг образованных людей, что скрашивало удаленность от столиц.

Город в середине XIX века был в основном деревянным и одноэтажным, с населением около 18 тысяч человек (к 1871 году — уже 33 тысячи). Улицы, за исключением одной, не были замощены, но твердый песчаный грунт спасал от сильной грязи. Общественного транспорта не было, и каждый содержал собственный экипаж.

Жизнь в то время была очень дешевой. Бларамберг приводит цены: воз сена — 40-60 копеек серебром, фунт говядины — 2.5-3 копейки, пара рябчиков — 9-12 копеек. За просторный дом с хозяйственными постройками он платил около 170 рублей серебром в год. Однако после Хивинской экспедиции цены начали расти.

Торговля и городская жизнь
Центром торговли был большой каменный рынок с лавками местных и среднеазиатских купцов из Бухары и Хивы. Город располагался на высоком берегу Урала, а на низменном левом берегу находился небольшой лесок — любимое место гуляний горожан.

Обратите внимание: Дореволюционный Новый год в воспоминаниях современников.
Важную роль играл меновой двор в полутора верстах от города, где шла активная меновая торговля с казахами (киргизами), главным товаром которой были овцы. Для их подсчета были устроены специальные треугольные загоны.

В западной части города выделялся караван-сарай для башкир с роскошной мечетью и изящным минаретом, облицованным белыми изразцами. Рядом располагался губернаторский сад, для создания которого башкирскому войску пришлось завозить даже плодородный грунт.

Кризис и упадок конца XIX века: взгляд Е.И. Рагозина
Путешественник Е.И. Рагозин в книге «Путешествие по русским городам» описывал Оренбург 1870-х годов как город, переживающий глубокий кризис. Несмотря на население около 75 тысяч человек, его поражала «безжизненность города и какая-то апатия жителей».

Город имел оригинальную планировку: ядро-крепость с каменными домами и раскинувшиеся веером деревянные слободы.

На город обрушилась череда бед: упразднение округа, угроза потери азиатского транзита из-за строительства Закаспийской железной дороги, четырехлетние неурожаи, страшный пожар, уничтоживший 1600 домов, и чума на скот. Рагозин отмечал слабую противопожарную защиту, не замощенные улицы, которые становились непроходимыми, и неэффективные водопроводы.

Общественная жизнь захирела: клубы едва существовали, театр почти не посещался. Город казался скучным и серым из-за отсутствия зелени. Даже гостиница, по описанию путешественника, была шумной и неудобной.

Однако в театре Рагозин с удовольствием посмотрел комедию Островского «Без вины виноватые» и отметил, что оркестр, состоявший в основном из молодых русских музыкантов, играл верно и толково, что было новым явлением для провинции.




Прогресс и развитие на рубеже веков
Вероятно, Рагозин несколько сгущал краски. Несмотря на трудности, Оренбург оставался крупным торговым центром. С появлением в 1877 году железной дороги Самара — Оренбург начала бурно развиваться промышленность: мукомольная, салотопленая, кожевенная, маслобойная.

Оренбург от моста Ташкентской железной дороги

С 1880-х годов наладился вывоз мяса, масла, сала, кож, шерсти и знаменитого оренбургского пуха в столицы. В 1881 году здесь открылся первый в России завод по производству сгущенного молока.
Важными вехами стали завершение в 1894 году строительства величественного Казанского кафедрального собора и в 1905 году — Ташкентской железной дороги, превратившей Оренбург в крупный транспортный узел.

Казанский кафедральный собор, конец XIX века
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Дореволюционный Оренбург в фотографиях и мемуарах.