Олаф Трюггвасон. Викинг, конунг, смельчак!

Наш сегодняшний герой погиб в сентябре 1000 года. И вот тут первая интересность - погиб то Олаф, как и подобает викингу - в сражении, да имеется в этом деле нюанс - не от меча сгинул сын Трюггви. Хотя переживать за опоздание поминятки на Вальхалла-экспресс не стоит - с язычеством усопший завязал за несколько лет до смерти... Короче, расскажем по порядку, а то долго плутать будем.

Было у Трюггви Олафсона три сына..., но это если в сказке, а вот в реалиях не задалось: у обозначенного норвежского конунга действительно имелось трое детишек. Только сын был один.

Дочери откликались на имя Астрид и Ингеборга. Первая нам не очень интересна, а вот вторая станет женой некоего Рёнвальда Ульфсона. Этот муж был посадником в Ладоге при Ярославе Мудром и приходился двоюродным дядей Ингегерде - жене упомянутого князя. Зачем мы это написали? Потом поясню. Помечу как (1). Далее просто буду оставлять номера, а разъяснения их найдете в самом конце - в PS.

Остается сынок. Это как раз герой сегодняшнего повествования - Олаф.

Мальцу не повезло со спокойным детством - отец его был подленько убит кузеном Гудрёдом во время мирных разговоров в год рождения сына. Мама, будущего короля Норвегии, ещё одна Астрид, оказалась женщиной разумной, способной оценить плачевные перспективы встречи с убийцами мужа. Вспомнив, что она дочь не последнего человека в соседней Швеции, дама упаковала вещи, прихватила сына, и испарилась в сторону границы, мол, "папа, выручай". Годика через три-четыре, Астрид почуяла, что убралась не так далеко от Норвегии, как хотелось бы. Навигатор, выдал ей новый маршрут: чемодан+сын и... в Новгород (2) - это и далеко, и там братец Сигурд служит у конунга Вальдемара (будущего "Красно солнышко").

Северный кусок пути "Из варяг в греки" - это и не совсем Тьмутаракань для скандинавов - сородичей много вокруг, опять-таки, но и не сама Скандинавия, где могли прирезать за здрасти. Удобное место для релокантов

Злоключения вдовы на этом не закончились. По пути в Гардарику на судно напали пираты, и отправили в полурабство маму с сыном на 6 лет. Что примечательно записных "викингов" ограбили... эсты. Прибалтика - дело тонкое!

Прежде чем продолжить, вспомним важную часть товарно-денежных отношений того времени. Чем тогда занимались князья? Правильно - воевали. А как воевать, если производственной деятельностью дружина не занималась? Правильно - нужно силой отжать плоды чужого труда, ну или просто налогом подать назвать и узаконено ограбить. Владимир от других князей ничем не отличался и в начале 70-х годов Х века отправил Сигурда к эстам, погостить и дань собрать. Сигурд привез в Новгород себя, дань, и Олафа - чудом найденного и узнанного. Сценаристы "Санта-Барбары" грустно курят.

Полюдье - один из главных способов содержания войска в раннем средневековье - полгодика погостили вои за стенами города на чужих харчах и все довольны

С десяток лет сын Трюггви жил при Владимире. Рос, службу служил, и вообще выделялся. В дружину был зачислен с четырнадцати лет. Славился по военной части - сильным воином вырос. Саги сказывают, что Олаф мог рубиться двумя мечами одновременно, метать два копья за раз, и вообще с места прыгал выше своего роста - олимпионик, не иначе! Настолько выделялся молодой норвежец при княжеском дворе, что отправил его Владимир на все четыре стороны, от греха подальше.

"Ну и хрен с вами!" - подумал поминятка и ушел за море. Да не за одно! Основательно поплавал: воевал в Швеции, Ирландии, женился в Польше, схоронил жену, втоптал в грязь войско Эссекса в Англии, воевал в Шотландии, Уэльсе. Славно жил - зарезанный папа наверняка мог гордиться наследником.

И же надо такому случиться: повстречал наш славный викинг оракула на своем жизненном пути. Ведун узрел в кофейной гуще для сына Трюггви великие свершения, корону, можно сказать, да вот есть незадача - веру требовалось сменить, да многих в новую веру обратить. Заодно оракул накаркал посетителю, из которой будущий конунг чуть ли не чудом убережется, типа - как сбудется, знай - правду я вещал. И ведь всё точно получилось - попал Олаф в предсказанную передрягу, и таки принял христианство. В довесок - ещё раз женился - на ирландке, дочери правителя Дублина.


Отметим, что наш герой совсем не чурался гадания, даже славен был им. Не мог он не понимать силу воздействия слов, приписанных велению свыше. Учитывая, что история с прорицанием весьма удачно и вовремя легла в вектор действий викинга, стремившегося стать конунгом, признаем: если бы оракул ничего интересного сыну Трюггви не сказал, что самому сыну Трюггви стоило выдумать всё, что ему было нужно, лишь бы приободрить сторонников.

(картинка выше - как один из хрестоматийных примеров приспособленчества морских путешественников - как вы подобное изделие подвесите, тем оно и будет - за морду, и у вас молот Тора, наоборот - крестик. Приведено для наглядности "схемы" происходящего, лезть в глубины конкретно по данной находке, не будем)

Ну, а касаемо принятия христианства - тут всё просто. У большинства скандинавов не было сложностей со "сменой" веры, в том плане, что они, по факту, подходили к новому Богу как к еще одному в пантеоне "родных" и привычных им асов и ванов. Викинги признавали право сильного. Очень практичный подход - жертвы нужно приносить тому, кто решает вопросы в данной местности. Если в условной Франции христианский Творец сильнее далёких Одина и Тора, то именно его следует просить о помощи. По крайней мере, пока за бортом любимые фьорды не замаячат.

Итак.

Обратите внимание: Новинка WoT blitz. Премиумный "викинг" emil 1951 — обкатываем в реальном рандоме.

Через некоторое время, монотеист Олаф внезапно вспомнил, что он не только сын Трюггви, но и правнук Харальда Прекрасноволосого - собирателя норвежских земель. Пророчество опять же имеется! Недолго поразмыслив, норвежец решил вернуться на историческую родину, заодно заявив права на правление этой самой Родиной. Масштабно мыслил наш герой! Время для миграции было выбрано подходящее - аккурат в тот самый момент норвежские бонды подняли восстание против действующего руководителя, Хакона. Олаф подсуетился, победил в паре битв, отрубил пару очень важных голов, убедительно рассказал предвыборную программу на всеобщем тинге, и вот перед нами король Норвегии Олаф I Трюггвасон! Шёл 995 год. Skol!!

К сожалению, с секирой да копьем поминятка управлялся лучше, нежели со скипетром и державой. Малоопытный политик сразу же допустил две крупные ошибки.

Во-первых он начал крестить народ (3). Народ, то бишь свободные бонды, вчерашние помощники и выборщики Олафа, негативно отреагировали на попытки влезть в порядки отцов. Тем более, когда свободным людям стали рассказывать, что теперь они "рабы Божьи". Вольный народ нахмурился, и потянулся за избирательными бюллетенями - то есть топорами. К слову, многие приняли нового Бога спокойно - именно с посыла Олафа крестили Гренландию и Исландию.

И тут король совершил вторую ошибку - решил жениться. В очередной раз. Невесте (имя ей - Сигрид) было поставлено условие - она примет христианство. Сигрид, как женщина свободная, отправила Олафа по матушке. Трюггвасон обозлился и съездил невестушке по личику. Та боксом не занималась, но намекнула, что лепешку расшибётся, однако грубияна на тот свет отправит. Не откладывая обещаний на потом, дама вскорости стала женой короля Дании - Свена Вилобородого. Олаф же плюнул и женился на сестре Свена, Тюре. Та как раз в одностороннем порядке развелась с польским муженьком. Кстати, первая жена Олафа была... дочерью данного персонажа. Сценаристы сериала "Санта-Барбары" устали курить.

Сигрид Гордая - дама, достойная отдельного сказа!

И вот срослось! Просто не было вариантов у Свена, кроме как пойти в Норвегию: бонды Олафом не довольны - датчанина зовут, жена пилит - сходи, мол, по морде этому супостату надавай, за меня. Как тут не пойти?

При всех своих недостатках, как политика, воином Олаф был выдающимся. Трусость не значилась в числе его недостатков от слова СОВСЕМ! Собрав друзей да провожатых норвежец взошел на палубу и занялся привычным морским делом. Для начала наведался к бывшему мужу новой жены. За её приданным. Имущество успешно перешло из рук в руки, а вот обратный путь в Норвегию у жениха не задался...

Сказывают, что обманули Олафа, убедили в безопасности моря Балтийского. Конунг поверил, что странно. Как бы то ни было, в обратный путь, норвежец шел малой флотилией - его "Великий Змей" и ещё десяток судов.

10 сентября 1000 года (хотя есть версии и 9 и 11 числа - не велика разница) в проливе Эресунн (Øresund) эскадру ожидали (о месте битвы есть споры, но мы их обсуждать не будем). Примем за веру координаты из саги:

"Позади острова, называемого Свёльдер, что лежит недалеко от Славии"


11 судов короля Норвегии встретили примерно 80 кораблей. Тут сын Трюггви поступил как... ээээ, как герой! Вместо потакания нытью дружины, мол мало нас, поплыли в сторонку, огородами прокрадёмся, вождь приказал связать суда и дать бой (тут должна звучать очень героическая музыка):


"Я никогда не бежал из битвы. Пусть бог распорядится моей жизнью, но я никогда не обращусь в бегство".

Битва не изобиловала разнообразием тактик и хитросплетением стрелочек на карте. Флоты сомкнулись, и на палубах началась жесточайшая рубка тел на запчасти. Что характерно, сначала норвежцы даже одерживали верх, но численное превосходство таки сказалось - полностью окружив суда Олафа, датчане, шведы, а затем и его соплеменники из оппозиционной партии, сжимали кольцо, вырезая защитников монарха.

Сам Олаф I Трюггвасон погиб одним из последних. Окруженный на носу "Великого Змея" он прыгнул за борт и оставил некоторую недосказанность в вопросе своей смерти - тело так и не нашли, что породило слухи, легенды и тд. Мы их обсуждать не будем - пора сворачиваться!

Памятник Олафу Первому в Тронхейме - он тут еще и как основатель города выступает

Вспомним добрым словом Олафа, сына Трюггви, а вместе с ним и всех погибших в битве при Свёлдере. Вспомним так же вису скальда Халльфреда:

Живого ли славлю
Я вождя, иль умер
Сей потатчик крачки
Пляски палиц аса?
Разно бают вязы
Сеч, двояки речи.
Твердо лишь, что в буре
Стрел всесильный ранен.

PS Обещанная расшифровка смысла цифр в тексте.

Судьба Олафа I Трюггвассона тесно переплетается с судьбой его тезки Олафа II Толстого (Святого), правившего Норвегией на три десятка лет позднее. Посудите сами:

(1) - Ингеборг, сестра Олафа I Трюггвасона вышла замуж за Рёнвальда - дядю Ингигерд. Последняя была женой князя Новгородского Ярослава Мудрого, но, при этом, к ней ранее сватался Олаф II Толстый. А когда дела в Норвегии у Второго Олафа пошли туго - вот Вам (2), он уплыл.. в Новгород, и, как говорит сага, ОЧЕНЬ дружен был с Ингигерд. Ну и (3) Олаф II таки тоже был королём Норвегии, и таки тоже крестил народ... несколько более успешно, чем предок, но закончил аналогично - восстание и битва при Стикластадире, где тезка нашего героя получил копьем в живот и отправился на тот свет выяснять, Один его дожидается или же апостол Пётр. Сценаристы сериала умерли от рака лёгких. Конец.

Больше тут: "Пьём помин!"

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Олаф Трюггвасон. Викинг, конунг, смельчак!.