«Чего коленки-то дрожат? — с усмешкой спросил муж. — С полюбовником, поди, была?» Юная Сашенька не смогла вымолвить ни слова в ответ, лишь горькие слезы покатились по ее щекам. Это молчание и слезы лишь убедили графа в его мрачных подозрениях, разжигая в нем ярость.
Шарль нервно шагал по комнате, бормоча под нос бессвязные и пугающие обвинения. Сашенька рыдала, не в силах поверить, что теперь она до дрожи боится человека, которого еще недавно любила всем сердцем и считала своим защитником.
Бедная графиня и представить не могла, что самые страшные испытания ждут ее впереди.

Иллюстрация.
Детство и юность Александры Толстой
30 ноября 1795 года в семье графа Ильи Андреевича Толстого и его супруги Пелагеи Николаевны Горчаковой родилась дочь. Ее крестили Александрой, но в домашнем кругу ласково называли Алиной.
Алина росла доброй и послушной девочкой. Родители, хоть и души в ней не чаяли, воспитывали ее в строгости, не балуя излишествами. Она получила прекрасное домашнее образование и особенно преуспела в музыке, став к пятнадцати годам виртуозной арфисткой.
В 1813 году семнадцатилетнюю Александру начали вывозить в свет. Внимание к юной, умной и богатой графине было огромным. Современница так описывала ее: «Красивая, обходительная, нежная, разумная, добрая и богатая девица». Казалось, будущее сулит ей блестящую партию и счастливую жизнь.

Александра Толстая в 1812 году.
Роковой брак
Этой партией стал двадцатишестилетний полковник артиллерии, герой Отечественной войны 1812 года, граф Карл (Шарль) Иванович фон дер Остен-Сакен. Молодой военный обратил внимание на скромную Александру, а неопытная девушка была польщена вниманием бравого героя. Родители с обеих сторон одобрили союз.
14 февраля 1813 года в Петербурге состоялось пышное венчание. Мать Шарля с восторгом отзывалась о невестке, отмечая ее нежность и рассудительность. Брак также помог Шарлю поправить пошатнувшиеся финансовые дела.
Сразу после свадьбы молодожены уехали в курляндское имение Шарля. Александра мечтала о тихом семейном счастье в собственном доме, но этим надеждам не суждено было сбыться.

Курляндская деревня в XIX веке.
Кошмар в усадьбе
Жизнь в прибалтийской глуши быстро превратилась для Александры в ад. Граф Шарль начал проявлять беспричинную ревность, раздражительность и подозрительность. Он допрашивал юную жену о каждом знакомом мужчине, ревновал даже к крестьянам.
Его психическое состояние стремительно ухудшалось. Вскоре он стал утверждать, что жена и ее мнимые «полюбовники» замышляют его отравить. Александра жила в постоянном страхе, что лишь подливало масла в огонь его безумия. Стало очевидно, что полковник, прошедший ужасы войны, страдает тяжелым психическим расстройством, но Шарль наотрез отказывался от врачей.

Белмиру де Алмейда «Размолвка», 1887 год.
Так восемнадцатилетняя Александра, уже ожидавшая ребенка, оказалась заложницей в собственном доме, во власти бредовых фантазий мужа.
Покушение и спасение
В августе 1813 года, во время поездки в город, безумие Шарля достигло апогея. Он выстрелил в жену из пистолета и выбросил ее из экипажа. Раненую Александру подобрали крестьяне и доставили к местному пастору. Пуля прошла навылет, и, к счастью, жизнь молодой женщины была вне опасности.
Опасность, однако, никуда не делась. Когда Александра пошла на поправку, раскаявшийся Шарль явился в дом пастора. Его впустили к жене, и через несколько минут оттуда раздался душераздирающий крик. Ворвавшиеся слуги застали графа, пытавшегося задушить Александру. Его скрутили и связали.
Полиция доставила безумца в его имение под замок, а позже переправила в Петербург, где он был помещен под надзор, а затем — в больницу для душевнобольных. Лечение у известного доктора Карла Триниуса не помогло: Шарль то считал себя шведским королем, то впадал в приступы ярости. Он скончался в лечебнице в 1855 году.

Палата в Обуховской больнице, 1830 год.
Возвращение к жизни
Александра больше никогда не видела мужа. Она вернулась к родителям в Москву, где родила мертвого ребенка. Пережитое горе едва не сломило ее рассудок.
Утешение она нашла в глубокой, искренней вере. Молитва, паломничества по монастырям, общение с духовными старцами Макарием и Леонидом помогли ей обрести душевный покой. В 1822 году, в двадцать семь лет, она взяла на воспитание пятилетнюю сироту Пелагею Настасьину, полюбив ее как родную дочь.
Мать для сирот
В 1837 году жизнь Александры Ильиничны круто изменилась. Ее старший брат, граф Николай Ильич Толстой, скоропостижно скончался, оставив пятерых детей-сирот. Их мать умерла семью годами ранее.
Александра Ильинична, сама не познавшая материнского счастья, не раздумывая взяла на себя заботу о племянниках: Николае, Сергее, Дмитрии, Льве и Марии. Она стала для них и матерью, и отцом, вложив в их воспитание всю свою нерастраченную любовь.

Николай Ильич Толстой.
Она и не подозревала, что благодаря одному из своих воспитанников, мечтательному девятилетнему Леве, ее имя останется в истории.

Иллюстрация к книге Л.Н. Толстого «Детство».
Память в веках
В 1903 году, по просьбе биографа, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой написал воспоминания, посвятив одну из глав своей любимой тетушке. Его строки, полные тепла и благодарности, стали главным памятником ее жизни:
«Тетушка была истинно религиозная женщина... Она не только была внешне религиозна... но и жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуги, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было. Она была всегда одинаково ласкова и добра со всми».
Каждый год Александра Ильинична ездила в Оптину пустынь. В августе 1841 года, остановившись в гостинице при монастыре, она тихо скончалась во сне в возрасте сорока пяти лет.

Шкатулка с фотографиями семейства Толстых. В центре — Александра Ильинична с младшей сестрой Пелагеей.
Смерть тетушки глубоко потрясла племянников. Тринадцатилетний Левушка написал прощальные стихи, которые позже были высечены на ее надгробии:
«Уснувшая для жизни земной
Ты путь перешла неизвестный,
В обители жизни небесной
Твой сладок, завиден покой...»
Так завершился жизненный путь женщины, прошедшей через супружеский кошмар к обретению высшего смысла в служении Богу и любви к ближним.
Дорогие читатели! В издательстве АСТ вышла моя вторая книга «Узницы любви: „От гарема до монастыря. Женщина в Средние века на Западе и на Востоке“». Это непростое чтение, лишенное романтических иллюзий о прошлом, но в конечном счете — книга о вечных ценностях: дружбе, благородстве и Любви.

А моя первая книга о русских женщинах в истории получила дополнительный тираж!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я делюсь историями и размышлениями: https://t.me/istoriazhen
Всегда ваш, Василий Грусть.
P.S. Буду благодарен за поддержку, которая помогает мне продолжать писать.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Жестокий муж.