Двусторонняя работорговля: как Московское царство порабощало татар и другие народы

В русской культуре глубоко укоренился образ татарина как поработителя, угоняющего русских в рабство. Этот сюжет знаком нам с детства из былин, фильмов и учебников. Однако историческая реальность была гораздо сложнее и включала в себя обратный процесс: русские также активно захватывали татар и представителей других народов, превращая их в рабов. Можно сказать, что в нашей реальности русские, как и татары, были активными участниками работорговли, а не только её жертвами.

Картина С.В. Иванова «Переговоры в земле восточных славян» (1909) — редкое изображение, посвящённое теме работорговли на Руси, вероятно, иллюстрирующее период IX–XI веков.

Сложившийся стереотип и историческая реальность

Для многих из нас работорговля в Москве XVII века кажется чем-то невероятным. В массовой культуре и образовании практически не встречается образов татарских рабов в Московском царстве. Создаётся чёткий контраст: коварные кочевники-рабовладельцы против защитников-казаков. Даже дата отмены рабства Петром I в 1723 году (формально раньше, чем в Великобритании) воспринимается как некая условность, поскольку само наличие рабов на Руси плохо вписывается в привычную картину прошлого. Однако представленные ниже свидетельства заставляют пересмотреть эти устоявшиеся взгляды.

Типичный для классической историографии сюжет: «Крымские татары нападают на Украину». Картина М. В. Горелика.

Свидетельства современников: взгляд из середины XVII века

В 1654–1656 годах Московское царство посетил Патриарх Антиохийский Макарий III со своим сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. В своей книге «Путешествие Патриарха Антиохийского Макария в Москву» Павел оставил уникальные наблюдения. Он описывает не только привычные набеги татар на русские земли, но и ответные рейды. По его словам, московские войска и донские казаки часто захватывали татар в плен и продавали их на рынках по очень низкой цене — около десяти червонцев за человека.

Особенно впечатляют масштабы: казаки совершали походы к берегам Чёрного моря, захватывая людей в Трапезунде, Синопе и даже в пригородах Стамбула (Еникёе). Пленных привозили в Москву, крестили и продавали. Павел Алеппский пишет, что видел «тысячи» татарских девушек в унизительном положении, причём у каждого знатного человека их могло быть сорок или пятьдесят. Это говорит о систематическом, а не единичном характере явления.

«На охранной границе Московского государства». Картина С.В. Иванова, 1907 год.

Судьба пленных «ляхов»: завоевание Смоленска

В своём труде Павел Алеппский также описывает завоевание Смоленска русскими войсками в 1654 году. Его рассказ поражает жестокостью: по его словам, были разорены десятки городов, убиты многие мужчины, а женщины и дети захвачены в плен. Он утверждает, что более ста тысяч человек были проданы в рабство по крайне низкой цене — семь или восемь детей за один рубль. Поляки, ранее бывшие крестьянами у своих помещиков, становились крепостными у московских дворян. Эти свидетельства, даже если к ним относиться критически, рисуют иную, менее героическую сторону военных конфликтов той эпохи.

«Черкесский набег». Картина Франца Рубо, 1890 год.

Исследования историков: масштабы и механизмы рабства

Советская историография также не обходила тему сторон. Историк Евгения Колычева в работе «Служба и крепостное право в XV-XVI веках» приводит данные о колоссальном числе пленных. Например, при взятии Полоцка в 1563 году Иван Грозный, согласно летописям, вывез в Москву около 50 тысяч человек. Эти пленные не получали свободы, а становились рабами (холопами) и могли передаваться по наследству, как и любое другое имущество.

«Даргинский поход. Подвиг 3-го батальона Апшеронского полка». Картина Франца Рубо, 1895 год.

Цена и происхождение рабов в Московском государстве

Американский историк Ричард Галлей в монографии «Рабство в России 1450-1725» провёл детальный анализ. Он отмечает, что хотя существовали и «иностранные» рабы (татары, шведы, поляки), подавляющее большинство (около 98,5%) были этническими русскими, попавшими в кабалу из-за долгов, самопродажи или продажи детей. Национальность практически не влияла на цену раба. В крупных городах холопы составляли от 5 до 10% взрослого мужского населения. При общем населении страны более 10 миллионов человек, общее число рабов могло достигать 500 тысяч.

Скриншот из монографии Ричарда Галлея «Служба в России 1450-1725».

Для сравнения: в Крымском ханстве в 1667 году, по некоторым данным, было около 400 тысяч рабов. Получается, что вероятность попасть в рабство к своему же соотечественнику в Московском царстве могла быть выше, чем быть угнанным в Крым. При этом важно понимать, что самопродажа часто была отчаянной попыткой выжить в голодные годы.

Таблица из работы Галлея, показывающая национальность рабов и средние цены на них.

Набеговая экономика донских казаков

Профессор Дмитрий Сен в своих исследованиях указывает, что одним из основных источников дохода донского казачества в XVII веке была именно торговля «ясырем» — пленными, захваченными во время походов в соседние земли (Крым, Османскую империю). Казаки привозили сотни пленных, которых затем скупали русские купцы. В приоритете был захват женщин и молодёжи. Эта деятельность была для казаков традиционной и почти легальной.

«Казаки у горной реки». Картина Франца Рубо.

Рабство на окраинах империи: Сибирь и Америка

Даже после указа Петра I 1723 года рабство не исчезло. Указ 1756 года, например, разрешал русским подданным покупать рабов в Сибири. Казахи часто продавали пленных калмыков русским купцам на границе. В Русской Америке (Аляске) существовало фактическое рабство алеутов, которых называли «каюрами». Они работали бесплатно или за мизерную плату, выполняя тяжёлый труд для российских промышленников. Окончательно покупка новых рабов в Сибири была запрещена лишь указами 1819–1828 годов, но ранее купленные оставались в неволе пожизненно.

«Кавказ». Картина Франца Рубо.

Шокирующие свидетельства о сибирском рабстве

Исследователь Серафим Шашков в статье «Рабство в Сибири» (1869) и путешественник Георг Стеллер в «Описании земли Камчатской» (1740-е) оставили жуткие описания. Они рассказывают о том, как казаки владели десятками рабов, проигрывали их в карты, обменивали на собак, а детей коренных народов покупали за копейки. Стеллер писал, что на Камчатке у каждого казака было 15-20 рабов, которые выполняли всю работу, в то время как хозяева пили и играли в азартные игры.

«Казаки переходят брод». Картина Франца Рубо.

Вывод: отказ от чёрно-белой картины прошлого

Основная идея этого материала — показать, что история не делится на абсолютно «плохих» и «хороших». Рабство и набеговая экономика были распространённым явлением в приграничных регионах многих государств того времени, включая Московское царство и Российскую империю. Русские, татары, казаки — все участники этих процессов действовали в рамках своей эпохи, её экономических и социальных закономерностей. Понимание этой сложности и взаимности позволяет увидеть прошлое более объёмным и реалистичным, выходя за рамки упрощённых патриотических стереотипов.

«Похищение». Картина Франца Рубо.

Предыдущие посты по теме

- Покорение Сибири vs колонизация Америки. Депопуляция аборигенов в фактах и ​​цифрах

- В огне православной инквизиции. Как Башкирия вошла в состав России

- Дороги слез. Какие дороги стали общими между чероки США и черкесами Российской империи

Что почитать по теме

«Записки о Московии», Герберштейн; Анонимов, 1866 г

«Описания Европейской Сарматии», Александр Гуаньини, 1578 г. (доступно только на украинском языке)

«Путешествие Патриарха Антиохийского Макария в Россию в половине XVII века», архидиакон Алеппский Павел, 1898 г. (для сравнения английский перевод 1836 г)

«Описание земли Камчатской», Стеллер Георг Вильгельм, 1774 г

«Слуги и крепостные в Московском государстве в XVII веке», А.И. Яковлев, 1943 г

«Служба и крепостное право (конец XV-XVI)», Колычева Е.И., 1971 г

«Служба в первой половине 17 века», К.К. Панеях, 1984 г

«Служба в России 1450-1725», Галлей Р., 1998 г

Обратите внимание: Как русские ремонтировали первые трофейные немецкие танки в боях 41-го года? От нехватки деталей до битв на сломанных танках.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как русские татар в полон угоняли. Работорговля в Московском царстве.