Формирование личности Петра I: как детские годы и раннее образование повлияли на будущего реформатора

Образ Петра Великого как могущественного императора и реформатора хорошо известен, однако его детские годы часто остаются в тени. Между тем, именно в этот ранний период начали формироваться те уникальные черты характера, любознательность и тяга к практическим знаниям, которые впоследствии изменили Россию. Эта статья предлагает взглянуть на ключевые события и обстоятельства, сформировавшие личность будущего царя.

Трудное начало: утрата и изоляция

Детство Петра было омрачено ранней потерей. Будучи любимым младшим сыном царя Алексея Михайловича, он в неполные четыре года лишился отца. Смерть Алексея Михайловича в 1676 году резко изменила жизнь мальчика. Мир всеобщего обожания и ласки сменился атмосферой дворцовых интриг. Новый царь, Федор Алексеевич, относился к сводному брату хорошо, но его мать, царица Наталья Нарышкина, подвергалась неприязни. Ради безопасности она была вынуждена покинуть Кремль и удалиться с сыном в подмосковное село Преображенское. Это уединенное место, как позже выяснилось, стало первой лабораторией будущих преобразований Петра. Историк С. М. Соловьев отмечал, что подобные «бури» в младенчестве часто способствуют раннему развитию способных детей, что и произошло с Петром.

Первые уроки: учитель Зотов и "учебные" картинки

Образование Петра началось в пять лет. По просьбе его матери для него был найден учитель — дьяк Никита Зотов, человек кроткого нрава и достаточной грамотности. Церемония начала обучения была торжественной: в присутствии царя Федора патриарх отслужил молебен и благословил ученика. Зотов проявил себя как талантливый педагог, понимавший непоседливую натуру своего воспитанника. Чтобы заинтересовать мальчика, он использовал нестандартные методы. По его просьбе из царской библиотеки были принесены книги с иллюстрациями («кунштами»), изображавшие города, корабли, батальные сцены и исторические события. Эти картинки, развешанные по стенам, стали наглядными пособиями по географии и истории. Когда Петр уставал от книг, Зотов водил его по комнатам, показывая гравюры и рассказывая о подвигах предков. Так будущий император в игровой форме получал первые представления о мире.

Благодаря Зотову Петр быстро освоил чтение священных текстов и церковное пение, однако с чистописанием и орфографией у него были вечные проблемы — его почерк и грамматические ошибки стали легендарными. Историк Н. И. Павленко оценивал полученное Петром образование как «скромное, если не скудное». Тем удивительнее те глубокие познания в истории, географии, инженерном деле, которые он демонстрировал в зрелые годы. Это было результатом его феноменальной природной одаренности, неутомимой жажды знаний и готовности учиться всю жизнь.

Психологическая травма: стрелецкий бунт 1682 года

Смерть царя Федора в 1682 году и провозглашение десятилетнего Петра царем в обход его сводного брата Ивана привели к кровавому стрелецкому бунту. На глазах ребенка были зверски убиты его родственники и сторонники матери. Современники восхищались внешним спокойствием Петра в эти ужасные часы, видя в этом признак будущего величия. Однако с точки зрения современной психологии, вероятнее всего, мальчик находился в состоянии глубокого шока. Защитные механизмы психики не позволили ему впасть в истерику, загнав ужас внутрь. Многие историки связывают проявившиеся в later жизни Петра нервные тики, приступы ярости и возможные эпилептические симптомы именно с травмой, полученной в те майские дни. Эти события навсегда оставили шрам на его психике, во многом сформировав сложный, противоречивый характер, в котором уживались гениальность и жестокость.

Итогом бунта стало установление регентства царевны Софьи при двух царях — Иване и Петре. Наталья Нарышкина с сыном оказались в опале, жили в нужде в Преображенском и Воробьеве, существуя на скромные средства от Софьи.

Царь-подросток: между скучным этикетом и вольными играми

Несмотря на удаление от двора, Петр как государь был обязан участвовать в многочисленных кремлевских церемониях: приемах послов, крестных ходах, поминальных службах. Для непоседливого подростка это было мукой. Иностранные дипломаты, вроде секретаря шведского посольства Кемпфера, отмечали разницу между братьями на троне: Иван был неподвижен и апатичен, а Петр — живой, любознательный, с открытым взглядом. Он часто нарушал чопорный этикет, например, стремительно вскакивая с трона, чтобы поприветствовать посла. Ненависть к формальностям и церемониям, сохранившаяся у него на всю жизнь, родилась именно в эти годы.

Настоящая жизнь для Петра начиналась за стенами дворца. В подмосковных селах он с головой погружался в игры со сверстниками, не делая различий между сыновьями бояр и конюхов. Его природная харизма и лидерские качества проявлялись уже тогда — он был заводилой и командиром в любой мальчишеской затее.

От "потешных" войск к первому флоту: игра, ставшая делом

Именно из этих детских забав выросла будущая преобразовательная деятельность. Простые игры быстро переросли в серьезные военные учения. Из Оружейной палаты стали привозить настоящее оружие. К 1683 году вокруг Петра сформировался отряд "потешных" солдат, который вскоре вырос в два полноценных батальона, получавших жалованье. Так появилась основа будущей гвардии — Преображенский полк. На берегу Яузы по всем правилам фортификации была построена небольшая крепость Пресбург, которую "потешные" войска осаждали и штурмовали на учениях. Петр работал наравне со всеми: рубил бревна, возил землю, наводил пушки.

Поворотным моментом, определившим научно-технический вектор интересов Петра, стала астролябия — инструмент для измерения расстояний, который привез из-за границы князь Долгорукий. Не умея с ним обращаться, Петр нашел учителя — голландца Франца Тиммермана, который начал обучать царя математике, геометрии и фортификации. Это было первое систематическое знакомство Петра с европейскими точными науками.

Еще одна судьбоносная случайность произошла в Измайлове, где Петр обнаружил старый английский бот. Голландец Карштен Брандт починил его и показал царю, как судно может ходить под парусами против ветра. «И зело любо мне стало», — вспоминал Петр. Мгновенно увлекшись, он сам стал учиться управлять парусами. В этот момент, на водах скромной Яузы, родилась мечта о российском флоте.

К пятнадцати годам детство Петра, наполненное трагедиями, учениями, играми и первыми открытиями, закончилось. Оно сформировало личность, в которой сочетались глубокая психологическая травма, неутолимая жажда практических знаний, презрение к условностям и железная воля к преобразованиям. Фундамент будущей великой империи был заложен в подмосковных селах Преображенское и Воробьево.

Обратите внимание: Интересные факты во время правления Петра Великого и эпохи Римской империи.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Детство Петра Великого.