Танк — это мощная боевая машина, знакомая каждому из нас по фильмам или реальной жизни. Каждый его элемент, даже на первый взгляд странный, имеет строго утилитарное назначение. Например, бревно, которое часто можно увидеть закреплённым на борту или корме российских танков, — это вовсе не декоративный аксессуар, а важный инструмент для экипажа, спасающий технику в трудной ситуации.
Проблема, рождённая в окопах Первой мировой
История танков началась с британцев, впервые применивших их в битве на Сомме во время Первой мировой войны. Их появление на поле боя оказало шоковое воздействие на противника, поскольку броня не пробивалась пулями. Однако сразу же проявились и серьёзные недостатки: огромная масса и низкая проходимость. Из запланированных 49 машин в атаку пошли только 32 — остальные либо сломались, либо увязли в грязи. Именно тогда стало ясно, что танкам нужны средства для преодоления сложного рельефа.
Как работает «бревно самовытаскивания»?
Любая гусеничная техника, будь то танк или БМП, обладает колоссальным весом. Например, масса БМП-3 составляет почти 19 тонн. Если такая машина застревает в болоте или глубокой грязи, обычный буксир часто бессилен.
Обратите внимание: GSOR 1008 Первые впечатления о танке из коробки..
Вот здесь на помощь и приходит то самое бревно. Его специальными тросами или цепями крепят к гусеницам спереди или сзади, в зависимости от направления, в котором проще выбраться. При начале движения гусеницы наматывают бревно под себя, создавая дополнительную опору и сцепление — принцип, схожий с использованием противоскользящих цепей на колёсах автомобиля. Это позволяет танку «выползти» из трясины.Простое и гениальное решение советских танкистов
Особенно широкое применение эта технология получила во время Второй мировой войны. Советские танкисты, часто действовавшие в условиях бездорожья, оснащали свои машины очищенными от сучьев брёвнами, которые получили официальное название «бревно самовытаскивания». Это простое, но эффективное приспособление не раз спасало боевые машины, позволяя им самостоятельно преодолевать непроходимые участки местности, которых на восточном фронте было предостаточно.
Интересно, что этот метод используется не только в армии. Аналогичным образом вытаскивают из грязи и гражданскую технику, например, тяжёлые тракторы или лесозаготовительные машины, доказывая универсальность старого военного приёма.
Таким образом, бревно на танке — это яркий пример практической смекалки, превратившей обычный кусок дерева в жизненно важный элемент снаряжения для преодоления бездорожья.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Бревно на русском танке! Зачем?.