
История моря полна загадок, но некоторые из них оставляют особенно глубокую и леденящую душу рану. Одной из таких неразгаданных трагедий остается гибель советского траулера «Тукан» в Северном море в феврале 1967 года. Прошло более полувека, а вопрос о том, что именно привело к катастрофе, продолжает будоражить умы и вызывать споры.

В феврале 1967 года из порта Калининграда вышел в промысловый рейс в Атлантику новейший траулер «Тукан» — судно длиной 80 метров, построенное всего пять лет назад в ГДР. На его борту находилось 79 членов экипажа, почти все — жители Калининграда. Это был обычный рабочий выход для опытных моряков, у многих из которых дома оставались семьи, жены, дети. Ничто не предвещало беды, которая вскоре оборвет десятки жизней и станет одной из самых масштабных потерь для города.
Роковая ночь в Скагерраке
Спустя всего трое суток после выхода из порта, в ночь с 27 на 28 февраля, «Тукан» оказался в проливе Скагеррак, где бушевал шторм. Около трех часов ночи судно испытало мощнейший удар, природа которого до сих пор не ясна. В корпус хлынула ледяная вода, которая быстро затопила рыбомучную установку и цех, а затем распространилась по другим отсекам. Все произошло настолько стремительно, что огромный траулер затонул на глубине 37 метров. Спастись удалось лишь 22 морякам. 57 человек погибли, оставив после себя осиротевшие семьи и город в глубоком трауре.
Официальная версия катастрофы и сомнения в ней
Следствие, проведенное после катастрофы, пришло к выводу, что причиной затопления стали незакрытые кормовые люки, через которые вода попала внутрь судна. В качестве сопутствующих факторов были названы конструктивные недостатки траулера. Таким образом, официальная версия свелась к человеческой халатности и просчетам при проектировании.
Однако эта версия с самого начала вызвала недоверие у многих, особенно у моряков и родственников погибших. На то были веские причины:
- Экипаж «Тукана» состоял из опытных, бывалых моряков, хорошо знавших все процедуры и правила безопасности в штормовых условиях.
- Шторм в ту ночь, хотя и был серьезным, не считался аномально сильным для этих вод и опытных советских моряков.
- Даже в официальных документах признавалось, что истинная причина катастрофы до конца не установлена, что оставляло пространство для вопросов.
Альтернативные теории гибели траулера
За десятилетия, прошедшие после трагедии, появилось множество альтернативных версий, пытающихся объяснить внезапную гибель судна:
- Столкновение с подводной лодкой. В разгар Холодной войны Северное море было насыщено подводными лодками различных стран. Вероятность случайного или скрытого столкновения, которое могли попытаться замять, кажется многим исследователям вполне реальной.
- Внутренний взрыв. Высказывались предположения о взрыве в топливной системе или другом отсеке судна, который привел к быстрому поступлению воды.
Обратите внимание: Как развивался кризис, что послужило его причиной, чем всё закончилось.
- Критические конструктивные flaws. Возможно, у судна была скрытая фатальная уязвимость, которая проявилась только в условиях конкретного штормового воздействия — например, проблемы с прочностью корпуса или системой водонепроницаемых переборок.
- Существуют и более фантастические версии, связанные с перевозкой секретных грузов или выполнением нештатных заданий, но они остаются в области конспирологии.
Вечный вопрос: халатность или стихия?
Так что же в итоге погубило «Тукан»? Человеческая беспечность или непреодолимая мощь природы? Северное море в феврале — это суровый противник, где волны могут достигать высоты дома, а ветер сбивает с ног. В таких условиях даже небольшая ошибка или мелкая неисправность могут привести к катастрофе.
С другой стороны, сложно поверить, что весь опытный экипаж одновременно проигнорировал базовое правило — закрытие люков в шторм. Это противоречит самой логике морской службы. Поэтому версия о забытых люках кажется многим излишне упрощенной, возможно, даже намеренно сфабрикованной, чтобы закрыть дело.
Скорее всего, истина лежит где-то посередине и представляет собой роковое стечение обстоятельств. Возможно, сыграли свою роль и скрытые конструктивные недостатки нового типа судов, и ошибка вахты, усугубленная внезапным и мощным воздействием стихии. Все эти факторы, сложившись вместе, привели к мгновенной и неотвратимой трагедии.

Память, высеченная в камне
5 марта 1967 года Калининград хоронил своих моряков. Это был день общекородской скорби. На Старом кладбище был установлен памятник погибшим. С тех пор каждый год 28 февраля к нему приходят люди — родственники, друзья, коллеги-моряки, курсанты и просто жители города, чтобы почтить память 57 человек, не вернувшихся из того рокового рейса.

Неразгаданная морская тайна
Тайна «Тукана» так и осталась на дне Северного моря вместе с обломками судна и его погибшим экипажем. Мы, вероятно, уже никогда не узнаем точной последовательности событий той штормовой ночи. Была ли это халатность, коварство стихии, техническая неполадка или военная авария? Возможно, все вместе.
Но что мы знаем точно, так это то, что 57 человек отдали свои жизни, выполняя свою работу. Эта история — суровое напоминание о том, что море всегда остается стихией, требующей абсолютного уважения, и о том, что за сухими строчками отчетов о катастрофах всегда стоят человеческие судьбы, оборванные мечты и невосполнимая потеря для семей и целого города. Помнить об этом — наш долг.

Подписывайтесь на мой канал ДЗЕН - https://dzen.ru/id/6898eeef3a8ebb77f9066089?tab=articles
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Халатность моряков или непредсказуемая погода? Что стало причиной крушения судна «Тукан» в 1967 году в Северном море?.